Что такое единый расчетный центр коммунальных платежей

Новый закон о Единой квитанции ЖКХ 2020-2020 (в чем суть): последние новости

Вместо отдельных квитанций за воду, газ и другие коммунальные услуги собственники жилья будут получать единую платежку. Для этого Госдума ФС РФ в ноябре 2020 года подготовила новый вариант поправок в Жилищный кодекс. Законопроект о единой квитанции, в которой будут указаны все жилищно-коммунальные платежи, должен быть принят нижней палатой российского парламента в осеннюю сессию 2020 года или весеннюю сессию 2020 года с соответствующими изменениями в действующий закон. Новый закон с 2020 года будет способствовать решению проблемы задолженности собственников и, возможно, позволит несколько снизить тарифы. Об этом корреспонденту ТАСС сообщил один из авторов инициативы, первый заместитель Председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.

Пахомов пояснил, что данный «законопроект устраняет сложившуюся практику в отдельных регионах, а таких много, где людям каждый месяц каждая ресурсоснабжающая организация присылает свою отдельную квитанцию, и в итоге у потребителей скапливаются несколько платежных документов, в которых они путаются».

«Это как небольшие регионы, как Ульяновск, так и крупные республики, например Башкирия», — добавил он.

Законопроектом предусматривается введение такого вида квитанции, как единый платежный документ (ЕПД), «в котором будет досконально расписано, что, кому и сколько гражданин должен, чтобы он уже на месте мог определиться, за что платить, а за что нет». «Такой вариант тоже предусмотрен — гражданин может что-то вычеркнуть, если он с чем-то не согласен.

И сам ЕПД тоже должен платежную дисциплину повысить и позволить сократить расходы с выставлением квитанций, счетов разными организациями», — продолжил Пахомов. Законопроект, согласно тексту, при этом не предусматривает обязательную замену отдельных квитанций на ЕПД.

Депутат пояснил, что сейчас каждая ресурсоснабжающая организация содержит штат сотрудников, «которые все это рассчитывают, все это распечатывают, рассылают». Проект закона предусматривает привлечение для этого расчетных центров, которым поставщики жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) будут направлять данные.

«Сегодня уже есть система единых расчетных центров, которые выпускают единый платежный документ, каждый регион сам определяет, как это делать. В некоторых регионах таких центров несколько, но регионов, где бы их не было, нет.

Где-то это частные организации, где-то муниципальные, а где-то это единый расчетный региональный центр, который занимается только тем, что собирает всю информацию и печатает платежный документ», — заметил парламентарий.

Тарифы на ЖКУ не вырастут

По мнению Пахомова, применение данного механизма никак не может привести к удорожанию услуг, так как ресурсоснабжающие организации и так сейчас тратят средства на обработку данных и рассылку квитанций, чем на основании договоров будут заниматься расчетные центры.

«Регион устанавливает тариф на эту работу, но, как правило, сегодня эти средства уже заложены у поставщиков, сегодня они деньги тратят. Просто, учитывая оптимизацию, это наоборот должно бы кроме удобства привести к понижению [трат жильцов].

Мы хотим, чтобы повысилась прозрачность, поднялась собираемость, чтобы людям стало проще, удобнее платить, но при этом, чтобы расходы даже снизились», — заверил депутат, уточнив, что «такой вариант есть, но ни в коем случае возрасти расходы не должны».

Электронные квитанции

Законопроект, в том числе, предусматривает рассылку электронной версии ЕПД, но, как констатировал собеседник агентства, говорить о полном отказе от бумажных «платежек» рано, так как должна заработать необходимая информационная система, функционирующая сейчас только в тестовом режиме. «За этим будущее в любом случае», — резюмировал Пахомов.

Авторы законопроекта указывают, что до 60% обращений в жилинспекции связаны с неверными или непонятными для граждан начислениями за услуги. Данные в платежках от разных поставщиков коммунальных ресурсов нередко разнятся — отличаются площади квартир, число проживающих и др. В Липецкой, Самарской и Тульской областях, в Крыму и Хакасии растут долги за ЖКУ из-за того, что население, запутавшись в платежках, которых иногда приходит с десяток, отказывается их оплачивать. При этом стоимость выпуска и доставки каждого счета оценивается в 16-23 рубля. А неразберихой пользуются мошенники, рассылающие фальшивые платежки в надежде на то, что жители оплатят и их.

В связи с этим депутаты первоначально предложили законодательно закрепить возможность использования «единого платежного документа» — указывать в одной квитанции сразу все или хотя бы некоторые виды коммунальных услуг, плату за содержание и ремонт, взнос за капремонт, за наем жилья и т.п. Кроме того, законопроектом разрешалось управляющим организациям привлекать расчетные центры для расчета платежей и предоставления платежных документов.

Предполагалось, что услуги расчетного центра будут оплачивать организации, которым вносится плата за жилье и коммунальные услуги.

Правительство, однако, дало отрицательный отзыв на проект, так как в документе не было четких критериев «единых платежных документов», отличающих их от уже указанных в ЖК РФ, не оговорен порядок создания расчетных центров. Кроме того, положение об оплате услуг центров, как указано в отзыве правительства, может привести к увеличению размера платы за ЖКУ. Думский комитет по жилищной политике и ЖКХ также потребовал переработки проекта.

В начале ноября 2020 года профильный комитет Думы обсудил уже второй, исправленный, вариант документа, который в ближайшее время будет разослан в правительственные структуры и регионы для получения отзывов. Его суть остается прежней, но в новой редакции термины «единый платежный документ» и «расчетный центр» уже не упоминаются. «Термин «единый платежный документ» в законопроекте мог быть прочитан неверно — как «одинаковый» для всех, как введение единообразной формы квитанции на территории региона», — объясняет заместитель гендиректора Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев.

Расходы же, связанные с печатью и доставкой платежек сторонними организациями, согласно новой редакции, будут учитываться при установлении регулируемых государством тарифов на коммунальные ресурсы. «Сейчас почти у каждого поставщика услуг есть абонентский отдел, который занимается расчетом платежей и выставлением квитанций. Но теперь расходы на это будут учитываться в тарифах на все коммунальные ресурсы! — подчеркивает Гордеев. — Можно даже предположить, что, если несколько поставщиков станут выставлять общий платежный документ, такие расходы снизятся».

По словам Гордеева, законопроект имеет уточняющий характер. Общие платежки организации могут выставлять и сейчас, однако в случае принятия поправок это будет более четко прописано в ЖК. При этом обязательной такая форма квитанции всё же не станет. «Объединяться» ли в одной платежке, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании будут решать самостоятельно, информирует «Российская газета».

Итого, в  2020 году указанные изменения косностся жителей всех регионов России Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

30.07.2020 16:07

Единый Расчетный Центр Жилищно-Коммунального Хозяйства

ООО «ЕРЦ ЖКХ» – единый информационный ресурс, обеспечивающий сбор, обработку, накопление и хранение информации с целью оперативного расчета ежемесячных платежей потребителей на основе реальных объёмов потребления жилищно-коммунальных услуг.

НАША МИССИЯ – создание нового образа жилищно-коммунальной сферы как эффективной, открытой и прозрачной системы.

НАША ЦЕЛЬ – максимально качественное информационное сопровождение начислений и распределения коммунальных платежей для обеспечения перехода к новому формату предоставления коммунальных услуг и их оплаты.

Единый расчетный центр коммунальных платежей — назначение и преимущества

Чтобы по максимуму упростить операции, связанные с оплатой коммунальных услуг обычными гражданами, им дается возможность использовать много разных доступных и очень удобных вариантов проведения оплаты. Одним из методов является использование такой оптимальной функции, как единый расчетный центр коммунальных платежей. На данный момент она является одной из самых удобных и действует практически во всех крупных городах РФ.

В данной статье можно найти ответы на вопросы, что собой представляет подобный расчетный счет и как осуществляются платежи через подобный сервис.

Нормативная база

Многочисленные вопросы, прямо касающиеся проживания на участке государственной или частной недвижимости, обозначены в современном ЖК, в статье 153. Основной информационной составляющей данной статьи является обязанность своевременно оплачивать предоставляемые коммунальные услуги. В перечень по установленному стандарту входят такие расходы, как:

  • Электричество.
  • Вода.
  • Газ.
  • Водоотведение.
  • Уборка бытовых отходов.
  • Обустройство придомовых участков.
  • Обеспечение осветительными приборами.
  • Техническое обслуживание лифта.
  • Поддержание имущества в должном состоянии.
  • Периодические ремонтные капитальные и текущие ремонтные работы.

Одновременно с этим при проведении собрания собственников недвижимости на территории здания нередко принимается решение относительно того, чтобы внести в стандартную квитанцию разного плана расходы, которые могут потребоваться для оплаты таких дополнительных услуг, как интернет, охрана, телевидение и охранные услуги.

Что такое единый расчетный центр?

Данный единый расчетный центр специально создавался для обеспечения максимально полноценного соблюдения современного законодательства, которое касается проведения многочисленных расчетов между такими объектами, как управляющие компании, поставщики и владельцы жилья. Данная форма современного обслуживания осуществляется с применением всех возможных современных информационных технологий.

Среди основных ключевых направлений, которые выполняются сотрудниками центра, можно отметить следующие виды и категории деятельности:

  1. Корректное начисление платежей за предоставление коммунальных услуг со стороны физических лиц.
  2. Организация доставки специализированной платежной документации, на основании которой осуществляется плата за потребляемые услуги.
  3. Тщательная обработка информации относительно всех перечисляемых платежей за оказанные коммунальные и иного плана услуги. На основании данных операций формируется необходимая отчетная форма.
  4. Распределение денежных активов на основании представленных банками реестров с последующей отправкой нужной информации в управляющие компании.
  5. Перевод денежных средств тем организациям, которые занимаются поставкой энергетических ресурсов и разного плана коммунальных услуг.
  6. Подготовка документов, необходимых для ведения учета и регистрации физических лиц.
  7. Граждане имеют возможность получить консультационную помощь в любом из территориальных отделений.

Для обеспечения максимального удобства обычным гражданам на данный момент предоставляется большое количество специальных территориальных отделений. Многочисленные единые расчетные центры оснащены самыми современными технологиями.

Основные функциональные обязанности

Основная деятельность расчетных центров отличается многогранностью и подразумевает под собой одновременно несколько видов и категорий деятельности. Среди самых преимущественных из них можно отметить:

  • Начисление населению платежей.
  • Рассылка платежных квитанций.
  • Проведение расчетных операций с многочисленными управляющими компаниями.
  • Прием населения по самым разным вопросам, напрямую связанным с расчетами и оплатой потребляемых услуг.
  • Проведение профилактических и информационных работ, связанных с обеспечением высокого уровня мотивации для оплаты долга со стороны тех, кто отказывается производить оплату.
  • Информирование собственников относительно порядка начисления стоимости за предоставленные услуги.
  • Подача официальных заявлений в суд для взыскания задолженности с граждан за те или иные коммунальные услуги и строго в принудительном порядке;.
  • Обход должников с целью взыскания задолженности.

Одним из основных преимуществ работы подобных организаций для обычных граждан является возможность оплаты услуг без начисления дополнительной комиссии. Оплату услуг можно производить в режиме онлайн, сэкономив огромное количество времени.

Особенности начисления квартплаты в 2020 году

Порядок начисления квартплаты и платежей на коммунальные услуги прямо зависит от установленных в той или иной области тарифов. Также имеет значение наличие в жилье плательщика установленных индивидуально приборов учета.

Если подобные счетчики установлены, сумма платежей будет устанавливаться строго в соответствии с теми тарифами, которые устанавливаются за каждую единицу потребляемых активов.

Оплата за ремонт здания и использование общедомового имущества осуществляется в отдельном порядке.

Это касается и распространяется на большинство современных многоквартирных домов. Отдельно осуществляется оплата за освещение общественных зданий, лифт и иные системы.

Содержание квитанций

Обычная платежная квитанция, назначенная за коммунальные услуги, отражает следующую информацию:

  1. Список оказываемых услуг, что предоставляются плательщику во время расчетного месяца.
  2. Норма потребления ресурсов, установленная на территории определенного региона.
  3. Размер оплаты по каждой услуге.
  4. Сумма выплаты, что требуется от собственника за потребленные в определенный период ресурсы.

Документ должен содержать в своем составе информацию, которая касается плательщика, общей площади объекта недвижимости, а также возможности получения специализированных льгот.

В платежки также вносится дополнительная информация относительно оплаты коммунальных услуг. Это касается индивидуального добровольного страхования или временного перерыва в оплате коммунальных услуг. Довольно часто указывается информация относительно получателя платежей за ресурсы. Как правило, это банк или иная уполномоченная компания. Получить квитанцию на руки можно посредством стандартного почтового отправления, личного обращения или через интернет.

Правила взыскания долга

Одним из основных направлений современных расчетных центров является прием платежей от населения и предъявление претензий к лицам, которые не оплачивают коммунальные ресурсы. Полномочия подобных центров распространяются на широкую сферу действия вплоть до разбирательства через суд.

Перед применением тех или иных жестких мер, специалисты расчетного центра стараются донести до неплательщиков информацию по образовавшемуся долгу. При формировании подобных обращений собственникам представляется перечень вариантов погашения задолженности.

Если со стороны должника не последует никакой реакции, он получит официальную претензию, где будет указана обязанность по оплате задолженности на грядущий месяц. Если отсутствует реакция, квартиру неплательщика могут на законном уровне отключить от тех коммунальных услуг, по которым образовалась задолженность. Далее все вопросы будут рассматриваться через суд.

Иск в суд подается, если неплательщик отказывается идти навстречу сотрудникам центра при их попытке решить проблему в досудебном порядке.

Заключение

Главным преимуществом использования услуг современных расчетных центров является проведение платежных операций в максимально короткие сроки. При этом плательщики не тратят время на ожидание, пока деньги будут отправлены в нужную управляющую компанию. Кроме того, проведение платежей через центр является очень выгодным, так как не начисляется дополнительная комиссия.

Инициативы единой платежки за ЖКУ и привлечения расчетных центров «буксуют» в Госдуме

Принятие законопроекта о единой квитанции, в которой будут указаны все платежи за ЖКХ, поспособствует уменьшению числа оспариваний гражданами начислений, пишет 15 октября ТАСС, ссылаясь на слова ответственного секретаря экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павла Склянчука.

Склянчук пояснил, что инициатива направлена на расширение деятельности расчетных центров. По его словам, их работа на сегодняшний день в жилищном законодательстве не урегулирована, они выступают как платежные агенты, навязывающие ресурсоснабжающим организациям размер комиссии от 2% до 7% , что в конечном счете отражается на платежах граждан.

— Реклама —

«Предполагается, что изменения в Жилищном кодексе помогут расчетным центрам активнее формировать ЕПД, включающий в себя все виды жилищно-коммунальных услуг, за которые платит собственник жилого помещения. Особенно заинтересованы в этом региональные операторы капремонта и твердых коммунальных отходов, которые вынуждены самостоятельно формировать базу персональных данных о собственниках», — цитирует ТАСС эксперта.

Законопроект № 735250–7

Речь идет о законопроекте № 735250–7 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части предоставления объединенного платежного документа на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг)». Он был внесен в Госдуму 19 июня 2020 года.

Авторы законопроекта полагают, что применение единого платежного документа (ЕПД) позволит:

  • использовать для начислений за ЖКУ достоверные (единые) данные о собственности и проживающих без риска их потери при смене управляющей или ресурсоснабжающей организации;
  • предоставлять простой, удобный и понятный единый платежный документ в установленные законодательством сроки;
  • повысить собираемость платежей за ЖКУ;
  • снизить риски злоупотреблений и хищений средств за счёт повышения прозрачности расчётов;
  • предоставлять возможность прямого вычета из платежа вместо компенсации;
  • контролировать обоснованность тарифов за счёт централизованных расчётов;
  • использовать данные о каждой ресурсоснабжающей организации и предоставляемых объемах ресурсов, оборотах и их стоимости в планировании инвестиционной деятельности;
  • снизить нагрузку на тарифы.

Комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству в опубликованном 10 октября заключении рекомендовал авторам доработать законопроект.

Комитет предложил исключить из текста указание на ЕПД. Вместо этого в действующие сейчас платежные документы включить информацию о размерах платы за содержание жилого помещения и (или) платы за все или некоторые виды коммунальных услуг, которые подлежат внесению нескольким лицам, а также задолженности по внесению указанной платы и пеней за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Поскольку понятие «расчетный центр» определяется статьями 3 и 19 закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Комитет считает необходимым исключить термин «расчетный центр» из законопроекта. Вместо этого в тексте указать на право наймодателя жилого помещения, управляющей организации, иного юрлица или ИП, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, привлекать третьих лиц, в том числе — для формирования платежных документов.

Законопроект № 7-864

Также стоит отметить, что Госсовет Республики Татарстан внес 12 апреля 2020 г. в Госдуму свои предложения по изменению статьи 155 Жилищного кодекса РФ, вводя в нее понятия «единый платежный документ» и «расчетный центр».

Законопроектом № 7–864 предусматривалось, что ЕПД будут формироваться расчетными центрами, которые определяются как специализированные организации или ИП, рассчитывающие плату за жилое помещеНИе и коммунальные услуги и принимающие платежи от физических лиц. Также предполагалось наделить Минстрой полномочием утверждать типовую форму ЕПД.

Комиссия Совета законодателей РФ при Федеральном собрании РФ по жилищной политике и жилищному коммунальному хозяйству в заключении к законопроекту от 4 июня подчеркнула, что функционал расчетных центров определен законопроектом некорректно.

Общая функция действующих в настоящее время расчетных центров — формировать сводный платежный документ.

Все остальные функции, включая расчет платы за жилое помещение и коммунальные Услуги, печать и доставка платежных документов, прием платежей граждан — являются предметом договоров, которые заключаются расчетным центром со своими заказчиками.

Многие поставщики услуг сами рассчитывают плату и передают расчетному центру готовую информацию о начислениях для включения в платежный документ. Доставка ПД зачастую производится самими поставщиками. ТСЖ или УК дешевле самим разнести по почтовым ящикам готовые ПД, чем оплачивать почтовые сборы за доставку.

Комиссия рекомендовала авторам доработать законопроект и заново внести его в Госдуму.

comments powered by HyperComments

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: