Что за информация содержится в кадастровом номере земельного участка

Новый порядок согласования границ и оформления участка с 16.09.2020 года

С 16.09.2020 официально вступает в силу 150-ФЗ от 17.06.2020, который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц или государства. Какие изменения ждут собственников земли с 16 сентября, как надо поступить, чтобы узаконить и оформить излишки земли в собственность в 2020 — 2020 годах рассмотрим более подробно.

Как делаются комплексные кадастровые работы

Так как 150-фз вносит изменения в порядок комплексных кадастровых работ, уточним, что это за работы и кто их проводит.
Согласно закону о кадастровой деятельности, комплексные кадастровые работы проводятся на территории целого квартала с целью приведения сведений о землях и строениях к актуальности
. Проведение комплексных кадастровых работ в обязательном порядке включает в себя межевание всех участков в квартале. Эти работы происходят за счет госбюджета и по инициативе местных органов власти. Граждане оповещаются заранее о проведении таких работ.

С 16 сентября кадастровые работы будут проводиться по упрощенной схеме

Что поменялось с принятием 150-ФЗ? Владимир Путин, подписав закон, внес изменения сразу в два основных законодательных акта о кадастре: 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Изменения касаются порядка проведения комплексных кадастровых работ и оформления излишков земли в собственность:

  1. Изменился порядок проведения комплексных кадастровых работ: ранее необходимым условием для проведения комплексных кадастровых работ было наличие проекта межевания территории. С введением нового закона – если проект межевания отсутствует, то кадастровые инженеры могут использовать технические паспорта, оценочную и иную документацию, которую готовили ранее органы БТИ. Таким образом порядок организации кадастровых работ упростился.
  2. Учтены интересы собственников земельных участков, попадающих на территорию комплексных кадастровых работ: кадастровый инженер при выполнении своих обязанностей предоставляет собственнику земельного участка, на котором необходимо провести измерения, муниципальный контракт на комплексные работы и документы, удостоверяющие личность.
  3. Новый закон увеличил сроки регистрации карты-плана территории в Росреестре с 5 дней до 15.
  4. Основные изменения, которые коснулись десятипроцентной прирезки земельного участка к уже существующему. На этом пункте остановимся подробнее.

Новый закон о 10 процентах площади земельного участка – оформляем излишки земли

С принятием 150 -ФЗ возникает искусственный ажиотаж вокруг бесплатного межевания земельного участка и присоединения дополнительной площади в размере 10 процентов. Дело в том, что 150-ФЗ действительно говорит о том, что если ваш земельный участок имеет площадь по факту больше чем площадь, зарегистрированную в ЕГРН и при ходе выполнения комплексных кадастровых работ это обнаружилось – тогда, соответственно кадастровый инженер – исполнитель комплекса работ, подает в Росреестр сведения о вашем участке с новыми координатами. Но все это происходит только в том случае, если участок подпадает под комплексные кадастровые работы. Если же кадастровые работы не проводятся, тогда осуществить увеличение площади земельного участка возможно за счет так называемой прирезки.
Эта возможность существовала и ранее, до принятия 150-ФЗ, она закреплена пунктом 3, статьи 42.8 221-ФЗ:

Допустимые параметры увеличения (уменьшения) площади земельного участка, которые учитываются при уточнении границ:

  • участок не должен быть меньше чем на 10 процентов, от площади, указанной в ЕГРН;
  • допускается изменение площади участка в большую сторону, но без превышений размеров:

а) на предельно минимальную площадь, установленную местными властями;
б) если не установлен минимальный размер участка- то не более 10 процентов от площади земельного участка, указанной в ЕГРН.

Как увеличить земельный участок за счет прилегающей территории в 2020 году и оформить излишки земли за счет прирезки более подробно мы описывали в статьях: «Прирезка земельного участка в 2020 году» и «Перераспределение земельных участков».

Новый закон 150-ФЗ от 17.06.2020 говорит не только о возможности увеличить площадь участка, но и о том, что новые границы, установленные при проведении комплексных кадастровых работ, могут быть уменьшены. Это происходит тогда, когда в Росреестре есть сведения о вашем участке, которые не совпадают с фактическими данными (идет наложение границ на другой участок и др.). Когда несовпадения незначительные (до 10% от общей площади участка), тогда по закону в ЕГРН вносятся сведения, согласно новой изготовленной документации о комплексных кадастровых работах, при этом мнение собственника никто не спрашивает. Однако, когда несовпадения будут более чем 10 процентов, тогда новые границы обязательно необходимо согласовать с собственником и акт согласования вместе с пакетом документов отдать в Росреестр. Если такого акта нет – тогда Росреестр приостанавливает рассмотрение документации.
Приятная новость, что в соответствии с новым законом при проведении кадастровых работ можно совершенно бесплатно не только увеличить свой земельный участок, но и стать обладателем отмежеванного участка
. О том, как это сделать читайте в статье: «Межевание земельных участков в 2020 году бесплатно».
Таким образом, с сентября 2020 года Владимир Путин официально разрешил россиянам бесплатно оформить излишки земли (до 10 % от общей площади земельного участка) в собственность, на территории, где проводятся комплексные кадастровые работы. Осталось только выяснить где и когда эти комплексные кадастровые работы будут проводиться и кто станет счастливым обладателем бесплатного оформления.
О том какие еще существенные изменения произошли в земельном законодательстве читайте в статье: «Продление дачной амнистии до 1 марта 2021, новый закон 267-ФЗ от 02.08.2020».

Что такое кадастровая стоимость и как ее узнать бесплатно

Кадастровая стоимость — это стоимость недвижимости которую оценивает государство. Она рассчитывается на основе анализа рынка недвижимости.

Кадастровая стоимость является обязательной для любых объектов недвижимости. В окончательную стоимость недвижимости входит: планировка проверяемой недвижимости, наличие инфраструктуры поблизости и доходность района.

Также кадастровая стоимость для квартиры и земли отличаются. Если вам нужно узнать кадастровую стоимость земельного участка, для этого понадобятся следующие мероприятия: оценивается рынок земельных участков, территорию делят на отдельные зоны и кварталы, оценщик высчитывает стоимостные показатели для оценки имущества, отдельно оцениваются каждая зона в земельном участке.

Каждый гражданин РФ в праве узнать кадастровую стоимость самостоятельно. Также выяснить информацию о собственнике недвижимости или о собственниках если их несколько.

Узнать кадастровую стоимость можно самостоятельно обратившись в Росреестр с заявлением. Также вы можете воспользоваться онлайн-сервисами для того, чтобы не посещать офисы Росреестра.

Что такое кадастровая стоимость

Как узнать кадастровую стоимость

1. Зайдите на сайт https://rosreestr.net/ и выберите раздел «Кадастровая стоимость»

2. Введите адрес или кадастровый номер интересующего вас объекта

3. После выбора объекта покажется кадастровая стоимость объекта недвижимости, который вас интересует:

Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам

1. Утвердить прилагаемые Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2020 г. N 475 «Об утверждении Положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости и Порядка заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.2004).

1. Настоящие Правила определяют порядок кадастрового деления территории Российской Федерации в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам кадастровых номеров.

2. В соответствии с настоящими Правилами вся территория Российской Федерации, включая территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, делится на кадастровые округа.

3. Кадастровым округом является часть территории Российской Федерации, в границах которой осуществляется ведение государственного реестра земель кадастрового округа. Государственный реестр земель кадастрового округа является составной частью Единого государственного реестра земель.

4. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории. Установление границ кадастровых округов и присвоение им кадастровых номеров осуществляет Федеральная служба земельного кадастра России.

5. Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Кадастровым районом является часть территории кадастрового округа, в пределах которой осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков и ведение государственного реестра земель кадастрового района. Государственный реестр земель кадастрового района является составной частью государственного реестра земель кадастрового округа.

6. Кадастровый район включает в себя, как правило, территорию административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Акватория внутренних вод и территориального моря может образовывать самостоятельные кадастровые районы.

7. Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Кадастровый квартал является наименьшей единицей кадастрового деления территории кадастрового района, на которую открывается самостоятельный раздел государственного реестра земель кадастрового района и ведется дежурная кадастровая карта (план).

8. Кадастровый квартал включает в себя, как правило, небольшие населенные пункты, кварталы городской или поселковой застройки и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории.

9. В процессе кадастрового деления кадастровым кварталам присваиваются кадастровые номера. Кадастровый номер кадастрового квартала состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района в кадастровом округе и номера кадастрового квартала в кадастровом районе.

10. Кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы осуществляет территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России на основании разрабатываемых проектов кадастрового деления соответствующих территорий. Требования к кадастровому делению и порядок учета кадастровых единиц устанавливает Федеральная служба земельного кадастра России.

11. Изменение границ кадастрового деления, выполненного в соответствии с настоящими Правилами, допускается в исключительных случаях в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.

ПРАВИЛА присвоения кадастровых номеров земельным участкам

1. Настоящие Правила определяют порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам в процессе их государственного кадастрового учета.

2. Кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале.

3. Номером земельного участка в кадастровом квартале является порядковый номер подраздела, открываемого для записи сведений о данном земельном участке в соответствующем разделе государственного реестра земель кадастрового района.

4. Порядок учета кадастровых номеров вновь образованных и прекративших существование земельных участков устанавливается Федеральной службой земельного кадастра России.

5. Кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.

6. Присвоение кадастровых номеров осуществляется после проверки представленных документов о межевании ранее учтенных земельных участков и проведения на основе заявки кадастровых работ (выделение, слияние, разделение, перераспределение) по формированию вновь образованных земельных участков.

7. Отдельным сформированным частям земельных участков (входящим в территориальные зоны, имеющим ограничения (обременения), занятым иными объектами недвижимого имущества и т.п.) в процессе государственного кадастрового учета присваиваются учетные кадастровые номера. Учетным кадастровым номером части земельного участка является порядковый номер записи, содержащей сведения о данной части земельного участка, в соответствующем подразделе государственного реестра земель кадастрового района.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 июля 2020 г. № ОГ-Д23-6853 “Относительно увеличения площади земельного участка при уточнении местоположения его границ в ходе выполнения комплексных кадастровых работ в связи с принятием Федерального закона от 17 июня 2020 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 июля 2020 г. № ОГ-Д23-6853 “Относительно увеличения площади земельного участка при уточнении местоположения его границ в ходе выполнения комплексных кадастровых работ в связи с принятием Федерального закона от 17 июня 2020 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»

Минэкономразвития России относительно увеличения площади земельного участка при уточнении местоположения его границ в ходе выполнения комплексных кадастровых работ в связи с принятием Федерального закона от 17 июня 2020 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 150-ФЗ) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно части 3 статьи 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон N 221-ФЗ) в ходе выполнения комплексных кадастровых работ при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований (далее — уточненная площадь), не должна быть:

меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), более чем на десять процентов;

больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующих целевого назначения и разрешенного использования;

больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

Федеральным законом от 17 июня 2020 г. N 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 150-ФЗ) статья 42.8 Закона N 221-ФЗ дополнена в том числе частью 4, согласно которой в случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, уточненная площадь земельного участка превышает допустимые пределы, установленные частью 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ, исполнитель комплексных кадастровых работ:

устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 статьи 42.8 Закона N 221-ФЗ и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории и одновременно готовит информацию о возможности образования земельного участка в фактически существующих границах (в том числе о способах образования, кадастровых номерах исходных земельных участков, местоположении границ образуемого земельного участка, площади и виде (видах) его разрешенного использования), которая по завершению выполнения комплексных кадастровых согласно пункту 5 части 2 статьи 42.6 Закона N 221-ФЗ (в редакции Закона N 150-ФЗ) вместе с картой-планом передается исполнителем комплексных кадастровых работ заказчику комплексных кадастровых работ (орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь).

Обращаем внимание, что указанные положения Закона N 221-ФЗ применяются исключительно при выполнении комплексных кадастровых работ (статьи 42.1, 42.2 Закона N 221-ФЗ), при выполнении кадастровых работ в индивидуальном порядке положения главы 4.1 Закона N 221-ФЗ применению не подлежат.

Порядок образования земельных участков и оформления прав на них установлен соответственно главами I.1 и V Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона N 150-ФЗ данный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования — 16 сентября 2020 г.

Обзор документа

Минэкономразвития разъяснило действия исполнителя комплексных кадастровых работ в случае, когда в результате изменения местоположения границ земельного участка уточненная площадь участка превышает допустимые пределы.

Исполнитель устанавливает местоположение границ участка, включает сведения об объекте в проект карты-плана территории и готовит информацию о возможности образования участка в фактически существующих границах. Сведения вместе с картой-планом передаются заказчику работ.

Эти правила в индивидуальном порядке не применяются.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Кадастровая стоимость 2020 — по новым правилам

С 2020 года введен единый подход к применению кадастровой стоимости для объектов налогообложения недвижимого имущества.

Этот подход распространяется на все виды недвижимости и охватывает три вида налога: налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физлиц.

Для тех, кто следит за законодательством: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ внес поправки в п.2 ст.375 и п.15 ст. 378.2 НК РФ.

Признание кадастровой стоимости в качестве налоговой базы претерпело три ключевых изменения и стало унифицированным для всех видов недвижимости, налогообложение которой производим исходя из кадастровой стоимости.

Запись в реестре – это главное

В качестве налоговой базы может применяться только кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости ( ЕГРН).

До 1 января 2020 года из-за возможности проведения индивидуальной оценки в этом вопросе был полный хаос: кадастровая стоимость устанавливалась, затем корректировалась в сторону уменьшения по решению комиссии или суда, муниципалитеты, заинтересованные в наполнении бюджета, привлекали альтернативного оценщика и направляли ходатайства в суд о пересмотре кадастровой стоимости, принятой комиссией.

Налоговые органы, проверяя уточненные декларации, изучали документы и собирали сведения — подлинность решений комиссий по пересмотру стоимости, даты их вступления в силу, были ли результаты пересмотрены муниципалитетами и т.д. Масса судебных разбирательств регорганов с собственниками, с третьими лицами, споры по налогу на имущество налоговиков и налогоплательщиков. Вал документов и полная неразбериха.

И вот теперь в вопросе определения налоговой базы недвижимого имущества поставлена точка. Законодательно закреплен основной источник сведений о кадастровой стоимости – информационный ресурс ЕГРН.

Кадастровая стоимость изменилась – когда признаем?

С 1 января 2020 года период, с которого действует уточненная кадастровая стоимость, зависит от причины ее изменения.

1. Если изменились качественные или количественные характеристики объекта, а именно – уточнили площадь объекта или его назначение, изменился вид разрешенного использования земельного участка, перевели земли из одной категорию в другую — уточненная кадастровая стоимость признается для налогообложения со дня внесения сведений в ЕГРН.  А не со следующего налогового периода, как было ранее.

Для расчета налога объект налогообложения определяем так: за полные месяцы — с начала года до внесения записи в ЕГРН – принимаем сумму по прежней кадастровой стоимости, за полные месяцы — с даты изменения и до конца года – по уточненной.

2. Если изменения кадастровой стоимости произошли из-за технической ошибки в сведениях ЕГРН, или в результате ее пересмотра на комиссии при Росреестре, или обжалования в суде – уточенная кадастровая стоимость- после внесения верных сведений в ЕГРН — может быть применена за весь период , когда применялась ошибочная ( а потом оспоренная вами) кадастровая стоимость.

Это значит, что можно пересчитать и вернуть налоги и за предыдущие годы. Но есть нюанс.

Оспаривание и особенности ретроприменения

Как было раньше: Если вы не согласны с кадастровой стоимостью — можно было применить индивидуальную рыночную стоимость — привлечь оценщика, пойти за решением в комиссию при Росреестре или в суд. Измененная кадастровая стоимость могла быть использована начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании. 

А как быть с предыдущими периодами? Если вы не успели подать заявление, не было отчета оценщика об оспаривании, или вы не успели по каким-то иным причинам?

С 1 января 2020 год это правило изменено: если вам удалось оспорить кадастровую стоимость по решению комиссии или суда или она изменена Росреестром вследствие исправления ошибок или недостоверных сведений —  вновь установленная кадастровая стоимость может быть применена за все периоды, в которые применялась ошибочная кадастровая стоимость.

Но важно! По закону перерасчет возможен только в случае, если решение об изменении кадастровой стоимости будет принято после 1 января 2020 года. Это относится и к искам, поданным до 1 января 2020 года.

При выполнении требований об оспаривании вы сможете вернуть деньги за 2015-2918 годы.

Помним, что заявление о зачете или возврате налога можно подать не позднее трех лет со дня его уплаты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: