Кто имеет право начислять коммунальные платежи

С 1 сентября вводятся новые правила расчета платы за коммунальные услуги

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

1 сентября вступают в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — новые Правила). Данные правила регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями). В соответствии с новыми Правилами уже с 1 сентября изменится порядок расчета платы за коммунальные услуги.

Большая часть новых Правил повторяет нормы, установленные действующими в настоящее время Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее — старые Правила). Однако вводятся и новые нормы. О некоторых из них расскажем более подробно.

Коммунальные услуги на общедомовые нужды

Новыми Правилами установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно — коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее — коммунальные услуги на общедомовые нужды)   (п. 40 новых Правил). Таким образом, с 1 сентября в платежном документе, направляемом пользователю, должны быть отдельно выделены сумма к оплате за коммунальные услуги, предоставленные непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и сумма к оплате за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Напомним, в старых Правилах была установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальные ресурсы, доведенные до границы сетей, входящих в состав общего имущества (абз. 2 п. 7 старых Правил). Однако  в платежном документе не выделялись отдельно коммунальные услуги на общедомовые нужды, а также не были установлены отдельные формулы для расчета платы за такие услуги. 

По новым Правилам размер платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом (нежилом) помещении, будет рассчитываться практически в таком же порядке, как это было предусмотрено старыми Правилами.

А вот для оплаты каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды новые Правила устанавливают свой порядок расчета. К таким услугам новые Правила относят холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета коммунальной услуги, то оплата за соответствующую услугу будет рассчитываться исходя из показаний данного прибора. Если же такой прибор не установлен, то в основу расчета будет положен норматив потребления, устанавливаемый органами госвласти субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»). Ресурсоснабжающая организация будет начислять для исполнителей сумму к оплате за весь многоквартирный дом.  

При этом конечный потребитель обязан будет вносить только ту часть платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, которая приходится на его жилое (нежилое) помещение. Размер платы для каждого собственника рассчитывается исходя из отношения площади его жилого (нежилого) помещения к общей площади всех жилых и нежилых помещений.

Расчет суммы к оплате будет зависеть от двух факторов:

— установлен ли коллективный (общедомовой) прибор учета той или иной коммунальной услуги;

— установлены ли индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета в жилых (нежилых) помещениях в данном доме.

Проще всего конечная плата за пользование коммунальными услугами определяется, если все помещения в многоквартирном доме оснащены индивидуальными приборами учета. В этом случае искомая сумма будет высчитываться исходя из разницы между показаниями общедомового прибора учета и всеми показаниями индивидуальных приборов учета. Сложнее всего вычислить сумму к оплате, когда часть помещений оснащена приборами учета, а другая не оснащена. Тогда для расчета платы в отношении помещений, оборудованных приборами учета, будет использоваться реально потребленный объем коммунальной услуги, а для необорудованных — норматив потребления, утвержденный органами госвласти субъектов РФ.

Заключение договора о предоставлении коммунальных услуг

Новыми правилами гораздо подробнее урегулирован порядок и условия заключения договора на поставки коммунальных услуг потребителям. В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме могут содержаться в трех возможных документах (п. 9 новых Правил):

— в договоре управления многоквартирным домом, если дом управляется управляющей организацией. Исполнителем по договору будет управляющая организация;

— в договоре о предоставлении коммунальных услуг, если дом управляется товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, либо иным специализированным потребительским кооперативом. Такие договора заключаются между ТСЖ (кооперативом) и каждым собственником жилых (нежилых) помещений в доме;

— в договоре о предоставлении определенного вида коммунальных услуг (электроснабжения, теплоснабжения и т.д.), заключаемом каждым собственником с ресурсоснабжающей организацией, если в качестве формы управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. В этом случае для упрощения процедуры заключения договоров собственники жилых помещений могут уполномочить какое-либо лицо обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников (п. 26 новых Правил).

В п. 19 новых Правил перечислены сведения, которые должны включаться в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг.

Отметим, что потребитель может заключить подобный договор не только в письменной форме, но и путем совершения действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (п. 6 новых Правил). Особо подчеркивается, что потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у него заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Сама процедура заключения договора о предоставлении коммунальных услуг регламентирована Новыми правилами детально, включая правила урегулирования разногласий и правила предоставления недостающих документов.

Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг

В соответствии с новыми Правилами изменится порядок ограничения или приостановления коммунальных услуг в случае их неполной оплаты.

Напомним, что по старым Правилам исполнитель мог приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг, если у потребителя возникла задолженность, превышающая три месячных размера платы за одну или несколько коммунальных услуг, и не было достигнуто соглашение о погашении такой задолженности. Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг было возможно через месяц после направления потребителю письменного предупреждения (п. 80 старых Правил).

Данный порядок в целом сохранится, однако в него будут внесены некоторые изменения. Так, будет возможно приостановление или ограничение представления только той услуги, в отношении которой имеется задолженность (п. п. 117 — 119 новых Правил). Например, за задолженность по оплате электроэнергии нельзя будет ограничить потребление холодной воды или газа.  

В новых Правилах также установлено, что если потребитель не оплачивает коммунальные услуги полностью, то исполнитель обязан учитывать задолженность по каждому виду коммунальных услуг отдельно. В ситуации, когда пользователь вносит частичную оплату, исполнитель обязан распределять полученные средства по всем видам услуг пропорционально размерам платы за каждый из них.

Размер задолженности в целях ограничения или приостановления поставки услуги, как и по старым Правилам, будет рассчитываться исходя из нормативов потребления, даже если у потребителя установлен прибор учета.  

Нежилое помещение в многоквартирном доме

Новые Правила, в отличие от старых, распространяют свое действие не только на граждан, но и на юрлица и индивидуальных предпринимателей, которые являются собственниками нежилых помещений в многоквартирных домах. Для них за некоторыми исключениями устанавливается такой же порядок взаимодействия с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, что и для граждан

Исключение, установленное п. 18 новых Правил, состоит в том, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме может самостоятельно заключать договоры об обеспечении любыми коммунальными ресурсами непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. При этом в новых Правилах нет оговорки о том, что вариант заключения договора зависит от избранного способа управления многоквартирным домом.

Если собственник нежилого помещения заключает такой договор напрямую с ресурсоснабжающими организациями, то на него, так же как и на собственников жилых помещений, ложится обязанность предоставлять исполнителю (как правило, это управляющая компания) данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период.

Отметим, что для нежилого помещения устанавливаются такие же правила расчета платы за коммунальные услуги, как и для жилого, но только при условии, что нежилое помещение оборудовано прибором учета услуг.

Если же нежилое помещение таким прибором не оборудовано, то плата за коммунальные услуги для него будет определяться иначе. Для жилого помещения, не оборудованного приборами учета, объем потребленных услуг определяется исходя из нормативов потребления, а для нежилого — исходя из расчетного объема коммунального ресурса (п. 43 новых Правил).

Впрочем, для определения расчетного объема коммунального ресурса все равно необходима информация о показаниях прибора учета хотя бы за три месяца (п. 59 новых Правил). Если же нежилое помещение никогда не оборудовалось прибором учета либо такой прибор работал менее трех месяцев, то для определения расчетного объема коммунального ресурса применяются расчетные способы, установленные либо в договоре между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, либо в соответствии с законодательством о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении.

Рассрочка уплаты и перерасчет при временном отсутствии потребителя

Новые Правила устанавливают норму, позволяющую оплатить коммунальные услуги в рассрочку в случае значительного увеличения размера платы за услугу. Если сумма, начисленная к оплате за коммунальную услугу, на 25 процентов превышает сумму,  начисленную за ту же услугу за аналогичный период прошлого года, то исполнитель будет обязан в одном платежном документе отразить два возможных способа оплаты данной услуги (п. 72 новых Правил).

Потребитель вправе по своему усмотрению оплатить предоставленную услугу либо единовременно, либо в рассрочку. Новые Правила устанавливают фиксированный размер подобной рассрочки: плату за коммунальную услугу нужно будет вносить равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка. При этом за предоставленную рассрочку взимаются проценты, максимальный размер которых не может превышать размер ставки рефинансирования ЦБ РФ на три процента и более. У потребителя, оплачивающего коммунальную услугу в рассрочку, также есть право в любой момент досрочно погасить оставшуюся часть задолженности.

Если потребитель воспользовался правом оплатить коммунальные платежи в рассрочку, то такую же рассрочку и на тех же условиях обязана предоставить исполнителю соответствующая ресурсоснабжающая организация.

Отметим, что рассрочка потребителю не предоставляется, если увеличение платы вызвано увеличением постоянно или временно проживающих в помещении потребителей.

Новыми Правилами также изменен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. Как и ранее, такой перерасчет будет возможен только в случае, если у потребителя не установлен индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета.

Во-первых, новый порядок перерасчета касается только той части коммунальных платежей, которую потребитель уплачивает за услуги, предоставленные непосредственно в жилое помещение. Коммунальные платежи на общедомовые нужды перерасчету не подлежат.

Во-вторых, установлены формальные требования к документам, подтверждающим временное отсутствие потребителя по месту постоянного жительства. Теперь такие документы должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем) и заверены печатью такой организации, а также должны иметь регистрационный номер и дату выдачи. Данное требование не распространяется только на проездные билеты и иные документы, подтверждающие факт использования проездного документа. Сам перечень документов был открытым и ранее, однако в новых Правилах он был дополнен тремя новыми документами:

— справка учебного заведения;

— справка консульского учреждения;

— справка дачного, садового, огороднического товарищества.

В-третьих, установлены сроки, в которые потребитель вправе обратиться за перерасчетом коммунальных платежей. Он может сделать это либо до начала периода временного отсутствия (тогда перерасчет производится на срок до шести месяцев, который можно продлить еще на полгода), либо в течение 30 дней после окончания временного отсутствия.

Cм. также:

  • Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 «Об особенностях применения в 2021 — 2021 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
  • Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 25.06.2012) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам»)
  • Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 28.03.2012) «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»
  • Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» (вместе с «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями»)
  • <Письмо> Минрегиона России от 28.05.2012 N 12793-АП/14 «О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2021 г. N 354″
  • Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения»
    (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2012 N 23933)
  • Приказ Минрегиона РФ от 19.09.2011 N 454 «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению» (вместе с «Методическими рекомендациями по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг»)
    (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.11.2011 N 22321)

Дата публикации на сайте: 25.05.2011

Новый закон о ЖКХ в 2021 году

Каждый год приносит нам какие-то изменения и преобразования, главное задачей которых является изменить жизнь в лучшую сторону. И именно новый закон о ЖКХ в 2021 году направлен на осуществление этих целей и задач. В чём заключается главная сущность, важность и значимость этого нового закона, мы сейчас и узнаем.

Свежие новости.

На сегодняшний день уже официально известно о том, что принят закон, позволяющий потребителям заключать прямые договоры на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, минуя управляющие компании. Теперь собственники жилья смогут заключать прямые договоры об услугах ЖКХ без участия управляющей компании.

Принятый в окончательном, третьем, чтении закон предусматривает, что собственники многоквартирных домов на общем собрании могут принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) на поставку холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, вывоз мусора.
«Речь идет именно о прямом договоре. Из этой цепочки выводится управляющая организация, и напрямую идет контакт с конечным потребителем. У нас газоснабжение, электроснабжение уже давно по всей стране работают по этой схеме, и, при прочих равных условиях, у них более высокая собираемость», — заявила в ходе выступления в Госдуме автор законопроекта, глава комитета по ЖКХ Галина Хованская.
Предполагается также, что РСО теперь могут в одностороннем порядке расторгать договоры с УК в случае задолженности по оплате в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате услуг.

В результате работы согласительной комиссии депутаты и сенаторы согласились запретить рекламу на платежках ЖКХ, за исключением социальной рекламы и справочно-информационных материалов. Таким образом запрет будет распространяться только на коммерческую рекламу.

Прямые расчёты коммунальных услуг.


Познакомившись со всеми особенности вводимого закона у многих возникает вполне логический и закономерный вопрос, связанный с тем, как и по какому принципу будет осуществляться система расчёта и не возникнет ли в дальнейшем путаницы. Что относительно этого момента говорят эксперты и аналитики?

Плата за коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ОДН), вносится в управляющую организацию или ТСЖ в связи с тем, что плата за данные виды услуг внесена в состав платы за содержание жилого помещения, т.е. плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды не может вносится непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.

Основным плюсом осуществления прямых расчетов за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями является то, что уплачиваемые денежные средства граждан напрямую идут к поставщику энергоресурсов, минуя управляющую компанию.

Вторым немаловажным плюсом является снижение вероятности банкротства управляющих компаний из-за долгов перед поставщиками ресурсов.

Какие эксперты приводят цифры и данные? Согласно проведённым 48 проверка, на предмет соблюдения порядка осуществления расчетов управляющими компаниями и ТСЖ с поставщиками ресурсов, нарушения выявлены в 10 случаях, что составляет 20% от общего количества проверок. Указанный немаленький процент выявленных нарушений говорит об имеющихся случаях, когда деньги, уплаченные населением в управляющие организации и ТСЖ в счет оплаты коммунальных услуг, не перечисляются на счет поставщика энергоресурсов.

Как перейти на прямые расчеты? Решение о переходе на подобный метод расчета должно быть принято большинством голосов собственников в многоквартирном доме (более 50%) путем проведения общего собрания. Общее собрание проводится в порядке уст. 45-48 Жилищного кодекса РФ и может быть проведено в форме очного, очно-заочного или заочного голосования. Инициатором общего собрания может выступить любой из собственников помещений в многоквартирном доме, а также управляющая организация, осуществляющая управление таким домом. Инициатор должен уведомить всех о проведении собрания не позднее чем за 10 дней до даты начала его проведения. Решения, принятые на общем собрании, оформляются протоколом общего собрания, которые в последствии передается в адрес управляющей организации или ТСЖ, а также в адрес ресурсоснабжающей организации для реализации принятых решений.

Это, пожалуй, основные моменты, на которые обязательно стоит и следует обратить внимание, чтобы максимально точно разобраться в нововведениях, вступающих в законную и официальную силу с первых дней нового года.

Как получить субсидию на оплату коммунальных услуг

В 2018 году я получила субсидию на оплату ЖКУ — 16 тысяч рублей за полгода.

Вероника Нецова

получила субсидию на оплату ЖКУ

Сначала мне показалось, что оформление субсидии — бюрократический ад. Отчасти так и было, но я со всем справилась и решила поделиться своим опытом. В статье я расскажу, что это за субсидия и как она рассчитывается, кто может ее получить и какие для этого нужны документы.

Что за субсидия

Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг — это компенсация части стоимости ЖКУ. Она положена тем, кто тратит на ЖКУ больше определенной нормы. Это выглядит так: каждый месяц вы платите за услуги, а потом государство сколько-то вам возвращает.

Субсидию дают на полгода — вы подаете документы один раз и каждый месяц в течение полугода получаете выплату. Если захотите получать субсидию дальше, придется через полгода снова подавать документы.

С 9 декабря 2021 года власти могут платить напрямую поставщику ЖКУ, а не получателю услуг, как раньше. Как именно выплачивать субсидию, решают местные власти. Если получать субсидию будет обычный человек, а не поставщик ЖКУ, деньги будут приходить на банковскую карту или почтовым переводом в конце каждого месяца, в двадцатых числах. Я получала деньги на карту: подала документы в апреле 2018 года, и с мая по октябрь включительно мне каждый месяц на карту выплачивали субсидию.

Я получила 16 312 рублей, на оплату ЖКУ потратила 17 456 рублей. Государство вернуло мне 93% стоимости ЖКУ.

Мои субсидии в 2018 году — 16 312 Р

Май 3357 Р
Июнь 2257 Р
Июль 2434 Р
Август 2454 Р
Сентябрь 2453 Р
Октябрь 3357 Р

Кто может рассчитывать на субсидию

Субсидия — федеральная льгота: рассчитывать на нее может житель любого региона России. Но условия и нормативы для выплаты устанавливают власти конкретного региона. В каждом регионе существует ответственный за жилищные субсидии орган — Городской центр жилищных субсидий, или по-простому — отдел жилищных субсидий.

Иностранцы тоже могут рассчитывать на субсидию, если право на нее предусмотрено международным договором. Например, белорусам и киргизам субсидию могут одобрить, потому что право на нее предусмотрено международными договорами между Россией, Белоруссией и Киргизией.

Получить субсидию может как собственник жилого помещения, так и наниматель. Снимать жилье можно у государства или простого человека.

Но нельзя просто так прийти и оформить выплату. Есть более конкретные требования.

Доля допустимых расходов на оплату ЖКУ — это то, сколько процентов своего общего дохода семья должна тратить на оплату ЖКУ. Доля допустимых расходов — основной критерий для одобрения субсидии. Семья может рассчитывать на субсидию, только если тратит на ЖКУ больше нормы.

Прежде чем одобрить субсидию, власти посчитают, сколько процентов от дохода вы потратили на коммуналку в прошлом месяце. Они возьмут средний доход за полгода и рассчитают долю затрат на ЖКУ — сколько процентов от дохода ушло на коммуналку. Власти сравнят полученную долю с нормативной, и если ваша доля больше или равна нормативной, они будут готовы одобрить вам субсидию.

Допустимая доля расходов устанавливается на федеральном уровне и составляет 22% общего дохода семьи. Но регионы вправе устанавливать долю меньше федеральной и при расчете субсидий на оплату ЖКУ использовать ее.

Например, в Санкт-Петербурге доля допустимых расходов на оплату ЖКУ составляет 14% от дохода семьи. Если петербуржец в среднем зарабатывает 30 тысяч рублей в месяц и тратит 5 тысяч рублей на ЖКУ, получается, 16% его дохода уходит на коммунальные услуги. Это больше нормы — значит, ему положена субсидия. Если бы петербуржец жил с семьей, складывался бы доход всех членов семьи, которые с ним проживают: жены, детей или родителей. И доля бы бралась от общего дохода.

Регистрация по месту постоянного жительства. Нужно быть постоянно зарегистрированным в квартире, комнате или доме и иметь об этом отметку в паспорте. Временная регистрация по месту пребывания для оформления субсидии не подойдет.

Площадь жилья. Власти конкретного региона устанавливают стандарт нормативной площади жилья. Это то, сколько квадратных метров жилья должно приходиться на каждого члена семьи. Если площадь жилья больше принятых в регионе нормативов, в субсидии могут отказать.

Например, в Москве по нормативу на одиноко проживающего гражданина приходится 33 м², на семью из двух человек — 42 м², на семью из трех и более человек — 18 м² на каждого члена семьи. В Санкт-Петербурге — 36 м² на одиноко проживающего гражданина, 25 м² на каждого члена семьи из двух человек и 20 м² на каждого члена семьи из трех и более человек.

Отсутствие задолженности по оплате ЖКУ. Пока еще такое условие работает, но с 2021 года его обещают отменить. Если семья не платила за свет, воду или вывоз мусора, субсидию не дадут до погашения долга. Но ГЦЖС может пойти навстречу: заключить с заявителем соглашение о погашении долга и одновременно выплачивать субсидию.

Я гражданка РФ, у меня небольшой доход. Квартира в моей собственности, и у меня есть постоянная регистрация в ней. Общая площадь моей квартиры 34 м², в ней живут два человека — я и дочь. Задолженности по оплате ЖКУ у меня не было. Я подходила под все вышеперечисленные требования, поэтому решила попробовать получить субсидию.

Документы для получения субсидии на оплату ЖКУ

Для оформления выплат нужно собрать пакет документов:

  1. Паспорт заявителя. Если есть дети до 14 лет, то нужно захватить свидетельства об их рождении, для детей старше 14 лет понадобятся их паспорта.
  2. Документ, который подтверждает право пользоваться жилым помещением: свидетельство о собственности или договор найма.
  3. Счета и чеки, которые подтверждают оплату ЖКУ.
  4. Документы о доходах заявителя и всех членов его семьи.
  5. Реквизиты счета — куда перечислять субсидию.
  6. Заявление на предоставление субсидии. Оно заполняется на месте.

Чтобы подтвердить оплату ЖКУ, нужно принести оригиналы или копии счетов и оплаченные чеки. Сделать это нужно всего один раз, когда будете подавать документы. Если вы подаете на субсидию в декабре, нужны все счета за ноябрь. Если в ноябре — за октябрь. Это счета за воду и свет, содержание и обслуживание жилого помещения, взносы на капитальный ремонт. Если платите через интернет, можно распечатать электронные квитанции и чеки из онлайн-банка, как сделала я.

С квартирой в новостройке у собственника могут возникнуть трудности. Новый дом могут не успеть включить в программу капитального ремонта, и тогда квитанции по уплате взносов за капремонт собственнику не придут. Так было у меня. В этом случае для оформления субсидии понадобится справка из районного фонда капитального ремонта о том, что дом не включен в программу и собственник не платит эти взносы.

Чтобы подтвердить доходы, понадобится справка с работы о доходах физического лица по форме предприятия. Справка 2-НДФЛ не подойдет.

Если есть пособия и другие государственные выплаты, необходимы справки об этом — их нужно взять в органе, который платит пособия. Например, справку о размере пособия по безработице нужно взять в Центре занятости населения.

При расчете дохода семьи учитываются практически все доходы: зарплата, пособия на детей, пенсия, выходное пособие при увольнении и все денежные выплаты от государства. Не учитывается денежная помощь от государства неработающим, которые ухаживают за нетрудоспособным гражданином, единовременные страховые выплаты по возмещению ущерба здоровью и выплаченные алименты.

Обычно отдел субсидий требует справку о доходах за полгода, но может и за меньший период — например, за три месяца, как в Нижегородской области.

Если единственный доход заявителя — пенсия, документы о доходах нести не нужно. Сведения о пенсии отдел субсидии может запросить у ПФР самостоятельно. Заявителю нужно принести только пенсионное удостоверение.

Если заявитель не может отразить все доходы в документах, он может задекларировать их в заявлении, то есть написать, на какие деньги он жил и откуда их взял. Мне было сложно отчитаться о доходе за последние полгода, потому что из них я проработала всего 3 месяца. Я принесла справку о доходах за 3 месяца и в заявлении на субсидию указала, что остальные 3 месяца жила на деньги от родственников.

Куда обращаться. Документы на субсидию может подать только собственник или наниматель помещения лично в Городской центр жилищных субсидий, через МФЦ или Госуслуги. Также документы можно отправить почтой.

Другой член семьи может оформить субсидию по доверенности или за того, кто служит в армии, находится на принудительном лечении или в тюрьме.

Трудности с документами. Я пыталась получить субсидию трижды, и с третьего раза отдел жилищных субсидий ее одобрил. В первый раз я пошла за субсидией в МФЦ, во второй и третий — в ГЦЖС.

В первый раз я оформляла субсидию в 2017 году. Тогда в перечне документов была справка по форме № 9. Это выписка из паспортного стола о том, кто зарегистрирован в квартире. В квартире была временно зарегистрирована моя мама. Сотрудница из МФЦ сказала, что нужна справка о ее доходах. Я написала в заявлении, что мама постоянно живет в другом городе и не работает — дать сведения о ее доходах я не могу. В предоставлении субсидии пришел отказ.

Я сняла маму со временной регистрации и через пару месяцев пошла оформлять субсидию снова, но уже в Городской центр жилищных субсидий. Сотрудница ГЦЖС посмотрела мои документы и сказала, что не хватает квитанции по взносам на капитальный ремонт. Я живу в новостройке, и счет за капитальный ремонт мне долго не приходил. Дом еще был на гарантии у застройщика, и за капремонт платить было не нужно. Для субсидии нужно было взять справку в фонде капитального ремонта о том, что взносы на капремонт я не плачу и почему. Я на время отложила оформление субсидии на ЖКУ, потому что не хотела бегать за справками — на руках был маленький ребенок.

В третий раз я подала документы на субсидию в апреле 2018 года и ее, наконец, одобрили. В итоге понадобились: паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка о доходах за месяцы, в которые я работала в последние полгода, свидетельство о праве собственности на квартиру и счета на оплату ЖКУ за март 2018 года.

Как рассчитывается субсидия

Субсидия рассчитывается по специальной формуле в зависимости от среднедушевого дохода семьи и прожиточного минимума в регионе: стандарт стоимости ЖКУ умножается на количество членов семьи, и из него вычитается совокупный доход семьи, умноженный на долю допустимых расходов.

Если доход семьи ниже прожиточного минимума, к формуле добавляется поправочный коэффициент. Прежде чем рассчитать субсидию, власти считают среднедушевой доход семьи, сравнивают его с прожиточным минимумом и решают, добавлять коэффициент или нет.

Точную сумму вам посчитают в отделе жилищных субсидий — не обязательно ломать голову и вникать в формулы. Но если хотите прикинуть, сколько вам могут заплатить, можно воспользоваться специальным калькулятором субсидии. Чтобы рассчитать выплату, нужно знать региональные нормативы: прожиточный минимум, долю допустимых расходов на оплату ЖКУ и стандарт стоимости ЖКУ.

Так выглядит калькулятор субсидии. В нем уже указан прожиточный минимум, но устаревший — за 2017 год. Сейчас прожиточный минимум для трудоспособного населения в Москве — 18 580 Р (за III кв. 2021 года), а в калькуляторе указаны 17 296 Р

Прожиточный минимум — норматив, который устанавливает президент и регионы. Прожиточный минимум различается в регионах и в зависимости от населения. В Москве он будет один, в Саранске — другой. Для взрослого трудоспособного населения он выше, для пенсионеров или детей — ниже. Прожиточный минимум в регионах удобно смотреть на специальном сайте.

Доля допустимых расходов — отношение трат на коммуналку к сумме общего дохода — может быть фиксированной или плавающей. В Москве, Новосибирске и Екатеринбурге доля плавающая — зависит от дохода семьи.

В Москве для расчета субсидии берется 3—10% от общего дохода семьи. 3% — если доход на одного члена семьи 801—2000 рублей в месяц, 6% — если 2001—2500 рублей в месяц, 10% — если 2501 рублей в месяц и больше. Проживающий в Москве может не оплачивать коммуналку, если его доход меньше 800 рублей в месяц. Это право нужно реализовать и нести те же документы в отдел субсидий.

В Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде допустимая доля расходов на оплату ЖКУ фиксированная. Она не зависит от дохода семьи.

Региональный стандарт стоимости ЖКУ — сколько стоит вода, свет, содержание и обслуживание жилого помещения, в котором живет человек или семья.

На один регион обычно несколько стандартов в зависимости от состава, численности семьи и жилищных условий. Если получатель субсидии — собственник жилья, сумма будет одна, если наниматель по договору социального найма — другая. Еще размер выплаты зависит времени года. В зимнее время стандарт больше, потому что есть отопление, летом — меньше, потому что отопления нет.

Доли допустимых расходов на оплату ЖКУ по городам

Москва от 0% до 10%
Екатеринбург 12% или 22%
Санкт-Петербург 14%
Новосибирск 16% или 22%
Нижний Новгород 22%

Примеры расчета субсидии

Чтобы все-таки разобраться с основными показателями и рассчитать субсидию самостоятельно (вдруг отдел жилищных субсидий что-то напутает), разберем два примера. В каждом случае, чтобы правильно рассчитать размер субсидии, нужно посчитать среднедушевой доход семьи и минимальную величину прожиточного минимума на одного члена этой семьи, а также знать долю допустимых расходов на оплату ЖКУ и стандарт стоимости ЖКУ.

Москва, стандартная формула. Например, семья из трех человек — мужчина, женщина и ребенок — живет в съемной квартире в Москве. Работает только мужчина, и он зарабатывает 60 тысяч рублей в месяц. На оплату ЖКУ семья тратит 6 тысяч рублей.

Чтобы рассчитать среднедушевой доход этой семьи, нужно разделить совокупный доход (все доходы семьи) на количество членов семьи. Обычно рассчитывается среднедушевой доход в месяц в среднем за полгода. Так как в семье работает только мужчина, его доход будет делиться на всех. Среднедушевой доход семьи составит:

60 000 Р (средний ежемесячный совокупный доход за полгода) / 3 (количество членов семьи) = 20 000 Р в месяц

Чтобы рассчитать прожиточный минимум на каждого члена семьи, нужно сложить региональные нормативы на каждого члена семьи и поделить получившуюся сумму на количество членов семьи. Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения, детей и пенсионеров разная. В Москве прожиточный минимум для трудоспособного населения — 18 580 рублей, для детей — 13 938 рублей в месяц. Получается, что прожиточный минимум на каждого члена московской семьи из двух взрослых и одного ребенка:

(18 580 Р × 2 + 13 938 Р) / 3 (количество членов семьи) = 51 098 Р / 3 = 17 032,7 Р

Это больше величины прожиточного минимума в регионе, значит размер субсидии будет рассчитываться по стандартной формуле.

Чтобы рассчитать сумму субсидии для этой семьи, нужно знать стандарт стоимости ЖКУ для Москвы. Он отличается в зависимости от жилого помещения: если оно в собственности, стандарт будет один, если в найме — другой. Эта семья снимает квартиру, поэтому стандарт стоимости ЖКУ в 2021 году будет 3409,34 Р.

Семья тратит на оплату ЖКУ 6 тысяч рублей — это 10% от совокупного дохода. Субсидия, на которую может рассчитывать семья:

3409,34 Р × 3 (количество членов семьи) — 60 000 Р × 10% = 4228,02 Р в месяц (25 368,12 Р за полгода)

Санкт-Петербург, формула с коэффициентом. Я живу в своей квартире в Санкт-Петербурге с дочкой. Моя субсидия рассчитывалась по формуле с коэффициентом, потому что доход на каждого члена семьи был меньше прожиточного минимума.

Совокупный доход моей семьи за полгода — 15 332,8 рубля. Это зарплата и детские пособия в среднем в месяц за полгода. Среднедушевой доход:

15 332,8 Р / 2 (количество членов семьи) = 7666,4 Р в месяц

Прожиточный минимум на каждого члена моей семьи в Санкт-Петербурге на момент подачи заявления в IV квартале 2017 года:

11 868,2 Р (на взрослого) + 10 403,2 Р (на ребенка ) / 2 = 11 135,7 Р

Поправочный коэффициент — это отношение среднедушевого дохода семьи к величине прожиточного минимума на каждого члена семьи:

7 666,4 Р / 11 135,7 Р = 0,688

Размер моей субсидии:

2720,2 Р (стандарт стоимости ЖКУ в Санкт-Петербурге) × 2 — 15 332,8 Р * 14% × 0,688 = 3962,7 Р

Субсидия исчисляется помесячно, то есть каждый месяц ее пересчитывают по формуле. Из-за этого сумма выплаты может быть каждый месяц разной потому, что могут меняться нормативы в регионе.

Если посмотреть на все уведомления, можно заметить, что суммы полагающихся субсидий везде разные: летом мне выплачивали меньше.

Расчет субсидии за июнь 2018. Здесь изменился норматив и сумма получилась меньше — 2256,85 Р

Ограничение и перерасчет субсидии

Ограничение субсидии. Субсидия не может быть больше фактической стоимости ЖКУ — это то, сколько денег вы заплатили за коммунальные услуги в предыдущем месяце до подачи документов на субсидию. Выплаты не будут больше этой суммы, но могут быть равны ей или меньше.

Когда власти рассчитают сумму субсидии, они сравнят две суммы: полученную по формуле и фактическую стоимость ЖКУ. Если сумма по формуле получилась меньше, начислят ее, если больше — заплатят сумму фактических расходов на ЖКУ. То есть какие бы нормативы ни ввели власти, больше, чем сумму фактических расходов по квитанциям, которые вы прикладываете к заявлению, они начислить не смогут.

Например, фактическая стоимость ЖКУ на момент подачи заявления у меня получилась 3356,79 Р — это сумма за обслуживание дома, воду, электроэнергию и капремонт за предыдущий месяц (за вычетом телевидения, которое не входит в ЖКУ). Больше этой суммы мне не заплатят.

Это уведомление о предоставлении субсидии. Сумма субсидии здесь — 3962,67 Р. Она рассчитана по формуле и вышла больше суммы моих фактических расходов на ЖКУ. Мне заплатили 3356,79 Р — сумму фактических расходов на ЖКУ

Перерасчет субсидии. Если человек получил субсидию, которую рассчитали неверно, выплату можно попросить пересчитать в отделе субсидий. Если отдел признает вашу правоту, перерасчет прибавят к субсидии в следующем месяце.

Если в жизни получателя субсидии что-то изменилось — он переехал, изменился состав или доход его семьи, — об этом нужно сообщить в отдел субсидий в течение месяца для перерасчета субсидии. У меня нет такого опыта, но в законе эта возможность прописана.

Запомнить

  1. Получить субсидию могут семья или человек, которые тратят на ЖКУ больше установленной в регионе допустимой доли расходов на коммунальные услуги.
  2. Субсидию дают на полгода — документы нужно подать один раз и каждый месяц в течение полугода получать выплату. Чтобы получить субсидию снова, придется собрать пакет документов еще раз.
  3. Чтобы получать выплату, нужно быть постоянно зарегистрированным по месту проживания и не иметь долгов по оплате ЖКУ.
  4. Можно быть собственником или нанимателем жилья — снимать жилье у государства или физического лица. Есть ограничения по площади жилья, которая приходится на проживающих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: