Особенности оплаты коммунальных платежей в частном доме

Особенности оплаты коммунальных платежей в частном доме

Оплата коммунальных платежей является обязанностью каждого современного гражданина, в связи с чем действующее законодательство достаточно подробно описывает правила, в соответствии с которыми должна проводиться данная процедура.

При этом правила могут изменяться в зависимости от того, к какой категории относится сам гражданин и то жилье, в котором он находится на постоянной основе и за которое оплачивает коммунальные платежи.

В связи с этим, в частности, многим гражданам будет полезно узнать, какие коммунальные платежи в частном доме предусмотрены действующим законодательством.

Нормативная база

В статье 157 Жилищного кодекса указываются подробные правила, в соответствии с которыми должна осуществляться оплата коммунальных услуг, и в частности, там говорится о том, что данная процедура должна проводиться на основании полученной гражданином платежной квитанции. При этом данная платежная документация оформляется в соответствии с фактически потребленным объемом коммунальных ресурсов или же по тарифу, предусмотренному для отдельной услуги.

На сегодняшний день в каждом многоквартирном доме устанавливаются специализированные приборы учета, и в соответствии с их показателями устанавливается общий объем услуги. Если же в определенном помещении отсутствует прибор индивидуального учета и он оплачивает услуги в соответствии с нормой, сумма будет устанавливаться действующим законодательством.

Сроки, в которые нужно оплачивать коммунальные платежи, прописаны в статье 155 Жилищного кодекса. Таким образом, граждане стандартно должны оплачивать коммунальные услуги до 10 числа того месяца, который идет вслед за расчетным, или же в те сроки, которые предусмотрены составленным с коммунальной службой договором.

Оплата коммунальных платежей в частном доме

Перечень обязанностей каждого владельца частного дома включает в себя необходимость оплаты предоставленных ему коммунальных услуг. Данная норма прописана в положениях статьи 153 Жилищного кодекса, в связи с чем любые попытки уклониться от оплаты коммунальных услуг представляют собой правонарушение. В связи с этим к собственнику частного дома могут применяться соответствующие меры воздействия, среди которых, в частности, наложение штрафных санкций.

Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Все члены семьи собственника недвижимости имеют с ним аналогичную ответственность, так как это указано в статье 31 Жилищного кодекса. Данная норма устанавливается в соответствии с указаниями Закона №188-ФЗ, который был принят 29 декабря 2020 года.

Ключевым условием в данном случае является наличие официально оформленной регистрации на территории дома, то есть каждый из членов семьи должен получить прописку в ближайшем территориальном подразделении миграционной службы.

Если же говорить о точной сумме коммунальных платежей, он непосредственно будет зависеть от наличия установленных приборов учета. Если же они отсутствуют, коммунальные услуги будут оплачиваться в соответствии с количеством граждан, официально прописанных в этом доме.

В отдельных ситуациях место постоянной прописки людей в принципе не совпадает с местом их жительства, и в такой ситуации, по сути, они вносят за коммунальные услуги двойную сумму. Чтобы избежать такой несправедливости, действующее законодательство предоставляет гражданам возможность подачи соответствующего заявления для возврата средств.

На какие услуги приходят счета

Все услуги ЖКХ, которые предоставляются гражданам, предназначены для того, чтобы обеспечить граждан максимально комфортными условиями проживания. При этом их использование предусматривает необходимость внесения соответствующей оплаты, сумма которой непосредственно зависит от установленных нормативов или объема потребленных ресурсов.

Компании, которые предоставляют своим клиентам различные виды коммунальных услуг, должны в обязательном порядке оформлять и поставлять своим клиентам платежную документацию, которую принято называть квитанциями.

Стандартные сроки оплаты в соответствии с нормами статьи 155 Жилищного кодекса – 10 число, после чего появится задолженность, на которую с течением времени начнут начисляться дополнительные проценты за каждый просроченный день.

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Сколько и как нужно платить

Сумма оплаты устанавливается в соответствии с общими правилами, основываясь на объеме предоставленных гражданину коммунальных услуг. Учет в данном случае осуществляется с помощью специализированного оборудования, которое сегодня можно установить практически на все, включая свет, газ, воду и отопление. Таким образом, если в квартире никто не будет находиться на протяжении определенного промежутка времени, оплачивать что-либо тоже не придется.

Если же установленных счетчиков в квартире нет, то в таком случае расчет будет осуществляться в соответствии с нормативами потребления на каждого человека, установленными руководством определенного региона.

Другими словами, даже если по факту коммунальные услуги в принципе не будут пользоваться, гражданам нужно будет оплачивать их по установленным нормативам, а игнорирование данной нормы в конечном итоге может привести к тому, что изначальная сумма задолженности будет увеличиваться, так как на нее будут наложены соответствующие пени и штрафы.

Нормативы потребления устанавливаются в соответствии с общим количеством граждан, проживающих на определенной территории. Факт их непосредственного проживания никоим образом не будет сказываться на общей сумме коммунальных платежей, только если гражданин не потребует от государственных органов проведения их перерасчета по правилам, предусмотренным действующим законодательством.

В соответствии с действующими Правилами, на основании которых осуществляется оказание коммунальных услуг, расчет проводится с того момента, который указывается в договоре или же заявлении, поданном собственником. Также платежи могут перечисляться в соответствии с актом, подтверждающим отсутствие приборов индивидуального учета в определенной квартире.

Право на оформление этого документа предоставляется исполнителю, и он должен в обязательном порядке заполнять его в присутствии двух лиц, не имеющих собственного интереса. Какие-либо возражения со стороны потребителя также могут быть отражены в данном акте.

Именно по этой причине рекомендуется как можно внимательнее подходить к изучению приходящих ежемесячно квитанций на оплату, потому что увеличение суммы долга в конечном итоге может привести к тому, что предоставляемые коммунальные услуги будут существенно ограничены, а впоследствии также будет полностью расторгнут договор, заключенный между владельцем недвижимости и управляющей компанией.

Станут ли дороже ЖКУ для жителей приватного сектора в 2020 году

Людям, проживающим на территории частного сектора, нужно будет в обязательном порядке оплачивать услуги по вывозу мусора. Данная норма будет указываться в поправках, которые вносятся в действующее законодательство, регулирующее обращение с различными бытовыми и прочими отходами.

На сегодняшний день вывоз мусора представляет собой обязательную статью платежной квитанции, которая отправляется жителям многоквартирных домов, в то время как владельцам частных секторов предоставляется возможность оформления такого соглашения по собственному желанию.

На данный момент также обсуждается вопрос возможной дифференциации тарифов, предусмотренных для крупных населенных пунктов и сел.

Возможные нюансы

Владельцам частного дома нужно в обязательном порядке в установленные сроки полноценно оплачивать потребляемые коммунальные услуги, и если по какой-либо причине он не будет исполнять взятые на себя обязательства, то в таком случае поставщику будет предоставлено право полностью приостановить предоставление соответствующих услуг.

Норма, в соответствии с которой рассчитывается потребление услуг гражданами, устанавливается различными нормативными актами, принятыми на территории отдельных регионов.

В связи с этим в преимущественном большинстве случаев граждане испытывают определенные проблемы, рассчитывая точную сумму коммунальных платежей, так как окончательная сумма будет зависеть от целого ряда факторов, включая габариты дома, его расположение, а также индивидуальные характеристики установленных инженерных сетей.

Таким образом, сумма коммунальных платежей может быть самой разной, и по статистике находится в диапазоне от 3 000 до 50 000 рублей в месяц. В частности, окончательный размер будет изменяться в зависимости от каких-то индивидуальных особенностей используемых инженерных сетей, площади жилого помещения, а также специфик, присущих имеющейся отопительной системы.

Отдельные категории граждан имеют право на получение льгот по оплате коммунальных услуг, и в соответствии с установленными нормативами различных законодательных актов они имеют право на получение субсидии, а также компенсации расходов.

Субсидия на коммуналку начисляется всем малообеспеченным, кто обратился с заявлением.

Смотрите далее, как оплатить коммуналку через Сбербанк Онлайн.

Можно ли оспорить судебный приказ по коммунальным платежам — читайте тут.

Новый закон о ЖКХ в 2020 году

Каждый год приносит нам какие-то изменения и преобразования, главное задачей которых является изменить жизнь в лучшую сторону. И именно новый закон о ЖКХ в 2020 году направлен на осуществление этих целей и задач. В чём заключается главная сущность, важность и значимость этого нового закона, мы сейчас и узнаем.

Свежие новости.

На сегодняшний день уже официально известно о том, что принят закон, позволяющий потребителям заключать прямые договоры на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, минуя управляющие компании. Теперь собственники жилья смогут заключать прямые договоры об услугах ЖКХ без участия управляющей компании.

Принятый в окончательном, третьем, чтении закон предусматривает, что собственники многоквартирных домов на общем собрании могут принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) на поставку холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, вывоз мусора.
«Речь идет именно о прямом договоре. Из этой цепочки выводится управляющая организация, и напрямую идет контакт с конечным потребителем. У нас газоснабжение, электроснабжение уже давно по всей стране работают по этой схеме, и, при прочих равных условиях, у них более высокая собираемость», — заявила в ходе выступления в Госдуме автор законопроекта, глава комитета по ЖКХ Галина Хованская.
Предполагается также, что РСО теперь могут в одностороннем порядке расторгать договоры с УК в случае задолженности по оплате в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате услуг.

В результате работы согласительной комиссии депутаты и сенаторы согласились запретить рекламу на платежках ЖКХ, за исключением социальной рекламы и справочно-информационных материалов. Таким образом запрет будет распространяться только на коммерческую рекламу.

Прямые расчёты коммунальных услуг.


Познакомившись со всеми особенности вводимого закона у многих возникает вполне логический и закономерный вопрос, связанный с тем, как и по какому принципу будет осуществляться система расчёта и не возникнет ли в дальнейшем путаницы. Что относительно этого момента говорят эксперты и аналитики?

Плата за коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ОДН), вносится в управляющую организацию или ТСЖ в связи с тем, что плата за данные виды услуг внесена в состав платы за содержание жилого помещения, т.е. плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды не может вносится непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.

Основным плюсом осуществления прямых расчетов за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями является то, что уплачиваемые денежные средства граждан напрямую идут к поставщику энергоресурсов, минуя управляющую компанию.

Вторым немаловажным плюсом является снижение вероятности банкротства управляющих компаний из-за долгов перед поставщиками ресурсов.

Какие эксперты приводят цифры и данные? Согласно проведённым 48 проверка, на предмет соблюдения порядка осуществления расчетов управляющими компаниями и ТСЖ с поставщиками ресурсов, нарушения выявлены в 10 случаях, что составляет 20% от общего количества проверок. Указанный немаленький процент выявленных нарушений говорит об имеющихся случаях, когда деньги, уплаченные населением в управляющие организации и ТСЖ в счет оплаты коммунальных услуг, не перечисляются на счет поставщика энергоресурсов.

Как перейти на прямые расчеты? Решение о переходе на подобный метод расчета должно быть принято большинством голосов собственников в многоквартирном доме (более 50%) путем проведения общего собрания. Общее собрание проводится в порядке уст. 45-48 Жилищного кодекса РФ и может быть проведено в форме очного, очно-заочного или заочного голосования. Инициатором общего собрания может выступить любой из собственников помещений в многоквартирном доме, а также управляющая организация, осуществляющая управление таким домом. Инициатор должен уведомить всех о проведении собрания не позднее чем за 10 дней до даты начала его проведения. Решения, принятые на общем собрании, оформляются протоколом общего собрания, которые в последствии передается в адрес управляющей организации или ТСЖ, а также в адрес ресурсоснабжающей организации для реализации принятых решений.

Это, пожалуй, основные моменты, на которые обязательно стоит и следует обратить внимание, чтобы максимально точно разобраться в нововведениях, вступающих в законную и официальную силу с первых дней нового года.

Как получить субсидию на оплату коммунальных услуг

В 2018 году я получила субсидию на оплату ЖКУ — 16 тысяч рублей за полгода.

Вероника Нецова

получила субсидию на оплату ЖКУ

Сначала мне показалось, что оформление субсидии — бюрократический ад. Отчасти так и было, но я со всем справилась и решила поделиться своим опытом. В статье я расскажу, что это за субсидия и как она рассчитывается, кто может ее получить и какие для этого нужны документы.

Что за субсидия

Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг — это компенсация части стоимости ЖКУ. Она положена тем, кто тратит на ЖКУ больше определенной нормы. Это выглядит так: каждый месяц вы платите за услуги, а потом государство сколько-то вам возвращает.

Субсидию дают на полгода — вы подаете документы один раз и каждый месяц в течение полугода получаете выплату. Если захотите получать субсидию дальше, придется через полгода снова подавать документы.

С 9 декабря 2020 года власти могут платить напрямую поставщику ЖКУ, а не получателю услуг, как раньше. Как именно выплачивать субсидию, решают местные власти. Если получать субсидию будет обычный человек, а не поставщик ЖКУ, деньги будут приходить на банковскую карту или почтовым переводом в конце каждого месяца, в двадцатых числах. Я получала деньги на карту: подала документы в апреле 2018 года, и с мая по октябрь включительно мне каждый месяц на карту выплачивали субсидию.

Я получила 16 312 рублей, на оплату ЖКУ потратила 17 456 рублей. Государство вернуло мне 93% стоимости ЖКУ.

Мои субсидии в 2018 году — 16 312 Р

Май 3357 Р
Июнь 2257 Р
Июль 2434 Р
Август 2454 Р
Сентябрь 2453 Р
Октябрь 3357 Р

Кто может рассчитывать на субсидию

Субсидия — федеральная льгота: рассчитывать на нее может житель любого региона России. Но условия и нормативы для выплаты устанавливают власти конкретного региона. В каждом регионе существует ответственный за жилищные субсидии орган — Городской центр жилищных субсидий, или по-простому — отдел жилищных субсидий.

Иностранцы тоже могут рассчитывать на субсидию, если право на нее предусмотрено международным договором. Например, белорусам и киргизам субсидию могут одобрить, потому что право на нее предусмотрено международными договорами между Россией, Белоруссией и Киргизией.

Получить субсидию может как собственник жилого помещения, так и наниматель. Снимать жилье можно у государства или простого человека.

Но нельзя просто так прийти и оформить выплату. Есть более конкретные требования.

Доля допустимых расходов на оплату ЖКУ — это то, сколько процентов своего общего дохода семья должна тратить на оплату ЖКУ. Доля допустимых расходов — основной критерий для одобрения субсидии. Семья может рассчитывать на субсидию, только если тратит на ЖКУ больше нормы.

Прежде чем одобрить субсидию, власти посчитают, сколько процентов от дохода вы потратили на коммуналку в прошлом месяце. Они возьмут средний доход за полгода и рассчитают долю затрат на ЖКУ — сколько процентов от дохода ушло на коммуналку. Власти сравнят полученную долю с нормативной, и если ваша доля больше или равна нормативной, они будут готовы одобрить вам субсидию.

Допустимая доля расходов устанавливается на федеральном уровне и составляет 22% общего дохода семьи. Но регионы вправе устанавливать долю меньше федеральной и при расчете субсидий на оплату ЖКУ использовать ее.

Например, в Санкт-Петербурге доля допустимых расходов на оплату ЖКУ составляет 14% от дохода семьи. Если петербуржец в среднем зарабатывает 30 тысяч рублей в месяц и тратит 5 тысяч рублей на ЖКУ, получается, 16% его дохода уходит на коммунальные услуги. Это больше нормы — значит, ему положена субсидия. Если бы петербуржец жил с семьей, складывался бы доход всех членов семьи, которые с ним проживают: жены, детей или родителей. И доля бы бралась от общего дохода.

Регистрация по месту постоянного жительства. Нужно быть постоянно зарегистрированным в квартире, комнате или доме и иметь об этом отметку в паспорте. Временная регистрация по месту пребывания для оформления субсидии не подойдет.

Площадь жилья. Власти конкретного региона устанавливают стандарт нормативной площади жилья. Это то, сколько квадратных метров жилья должно приходиться на каждого члена семьи. Если площадь жилья больше принятых в регионе нормативов, в субсидии могут отказать.

Например, в Москве по нормативу на одиноко проживающего гражданина приходится 33 м², на семью из двух человек — 42 м², на семью из трех и более человек — 18 м² на каждого члена семьи. В Санкт-Петербурге — 36 м² на одиноко проживающего гражданина, 25 м² на каждого члена семьи из двух человек и 20 м² на каждого члена семьи из трех и более человек.

Отсутствие задолженности по оплате ЖКУ. Пока еще такое условие работает, но с 2021 года его обещают отменить. Если семья не платила за свет, воду или вывоз мусора, субсидию не дадут до погашения долга. Но ГЦЖС может пойти навстречу: заключить с заявителем соглашение о погашении долга и одновременно выплачивать субсидию.

Я гражданка РФ, у меня небольшой доход. Квартира в моей собственности, и у меня есть постоянная регистрация в ней. Общая площадь моей квартиры 34 м², в ней живут два человека — я и дочь. Задолженности по оплате ЖКУ у меня не было. Я подходила под все вышеперечисленные требования, поэтому решила попробовать получить субсидию.

Документы для получения субсидии на оплату ЖКУ

Для оформления выплат нужно собрать пакет документов:

  1. Паспорт заявителя. Если есть дети до 14 лет, то нужно захватить свидетельства об их рождении, для детей старше 14 лет понадобятся их паспорта.
  2. Документ, который подтверждает право пользоваться жилым помещением: свидетельство о собственности или договор найма.
  3. Счета и чеки, которые подтверждают оплату ЖКУ.
  4. Документы о доходах заявителя и всех членов его семьи.
  5. Реквизиты счета — куда перечислять субсидию.
  6. Заявление на предоставление субсидии. Оно заполняется на месте.

Чтобы подтвердить оплату ЖКУ, нужно принести оригиналы или копии счетов и оплаченные чеки. Сделать это нужно всего один раз, когда будете подавать документы. Если вы подаете на субсидию в декабре, нужны все счета за ноябрь. Если в ноябре — за октябрь. Это счета за воду и свет, содержание и обслуживание жилого помещения, взносы на капитальный ремонт. Если платите через интернет, можно распечатать электронные квитанции и чеки из онлайн-банка, как сделала я.

С квартирой в новостройке у собственника могут возникнуть трудности. Новый дом могут не успеть включить в программу капитального ремонта, и тогда квитанции по уплате взносов за капремонт собственнику не придут. Так было у меня. В этом случае для оформления субсидии понадобится справка из районного фонда капитального ремонта о том, что дом не включен в программу и собственник не платит эти взносы.

Чтобы подтвердить доходы, понадобится справка с работы о доходах физического лица по форме предприятия. Справка 2-НДФЛ не подойдет.

Если есть пособия и другие государственные выплаты, необходимы справки об этом — их нужно взять в органе, который платит пособия. Например, справку о размере пособия по безработице нужно взять в Центре занятости населения.

При расчете дохода семьи учитываются практически все доходы: зарплата, пособия на детей, пенсия, выходное пособие при увольнении и все денежные выплаты от государства. Не учитывается денежная помощь от государства неработающим, которые ухаживают за нетрудоспособным гражданином, единовременные страховые выплаты по возмещению ущерба здоровью и выплаченные алименты.

Обычно отдел субсидий требует справку о доходах за полгода, но может и за меньший период — например, за три месяца, как в Нижегородской области.

Если единственный доход заявителя — пенсия, документы о доходах нести не нужно. Сведения о пенсии отдел субсидии может запросить у ПФР самостоятельно. Заявителю нужно принести только пенсионное удостоверение.

Если заявитель не может отразить все доходы в документах, он может задекларировать их в заявлении, то есть написать, на какие деньги он жил и откуда их взял. Мне было сложно отчитаться о доходе за последние полгода, потому что из них я проработала всего 3 месяца. Я принесла справку о доходах за 3 месяца и в заявлении на субсидию указала, что остальные 3 месяца жила на деньги от родственников.

Куда обращаться. Документы на субсидию может подать только собственник или наниматель помещения лично в Городской центр жилищных субсидий, через МФЦ или Госуслуги. Также документы можно отправить почтой.

Другой член семьи может оформить субсидию по доверенности или за того, кто служит в армии, находится на принудительном лечении или в тюрьме.

Трудности с документами. Я пыталась получить субсидию трижды, и с третьего раза отдел жилищных субсидий ее одобрил. В первый раз я пошла за субсидией в МФЦ, во второй и третий — в ГЦЖС.

В первый раз я оформляла субсидию в 2017 году. Тогда в перечне документов была справка по форме № 9. Это выписка из паспортного стола о том, кто зарегистрирован в квартире. В квартире была временно зарегистрирована моя мама. Сотрудница из МФЦ сказала, что нужна справка о ее доходах. Я написала в заявлении, что мама постоянно живет в другом городе и не работает — дать сведения о ее доходах я не могу. В предоставлении субсидии пришел отказ.

Я сняла маму со временной регистрации и через пару месяцев пошла оформлять субсидию снова, но уже в Городской центр жилищных субсидий. Сотрудница ГЦЖС посмотрела мои документы и сказала, что не хватает квитанции по взносам на капитальный ремонт. Я живу в новостройке, и счет за капитальный ремонт мне долго не приходил. Дом еще был на гарантии у застройщика, и за капремонт платить было не нужно. Для субсидии нужно было взять справку в фонде капитального ремонта о том, что взносы на капремонт я не плачу и почему. Я на время отложила оформление субсидии на ЖКУ, потому что не хотела бегать за справками — на руках был маленький ребенок.

В третий раз я подала документы на субсидию в апреле 2018 года и ее, наконец, одобрили. В итоге понадобились: паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка о доходах за месяцы, в которые я работала в последние полгода, свидетельство о праве собственности на квартиру и счета на оплату ЖКУ за март 2018 года.

Как рассчитывается субсидия

Субсидия рассчитывается по специальной формуле в зависимости от среднедушевого дохода семьи и прожиточного минимума в регионе: стандарт стоимости ЖКУ умножается на количество членов семьи, и из него вычитается совокупный доход семьи, умноженный на долю допустимых расходов.

Если доход семьи ниже прожиточного минимума, к формуле добавляется поправочный коэффициент. Прежде чем рассчитать субсидию, власти считают среднедушевой доход семьи, сравнивают его с прожиточным минимумом и решают, добавлять коэффициент или нет.

Точную сумму вам посчитают в отделе жилищных субсидий — не обязательно ломать голову и вникать в формулы. Но если хотите прикинуть, сколько вам могут заплатить, можно воспользоваться специальным калькулятором субсидии. Чтобы рассчитать выплату, нужно знать региональные нормативы: прожиточный минимум, долю допустимых расходов на оплату ЖКУ и стандарт стоимости ЖКУ.

Так выглядит калькулятор субсидии. В нем уже указан прожиточный минимум, но устаревший — за 2017 год. Сейчас прожиточный минимум для трудоспособного населения в Москве — 18 580 Р (за III кв. 2020 года), а в калькуляторе указаны 17 296 Р

Прожиточный минимум — норматив, который устанавливает президент и регионы. Прожиточный минимум различается в регионах и в зависимости от населения. В Москве он будет один, в Саранске — другой. Для взрослого трудоспособного населения он выше, для пенсионеров или детей — ниже. Прожиточный минимум в регионах удобно смотреть на специальном сайте.

Доля допустимых расходов — отношение трат на коммуналку к сумме общего дохода — может быть фиксированной или плавающей. В Москве, Новосибирске и Екатеринбурге доля плавающая — зависит от дохода семьи.

В Москве для расчета субсидии берется 3—10% от общего дохода семьи. 3% — если доход на одного члена семьи 801—2000 рублей в месяц, 6% — если 2001—2500 рублей в месяц, 10% — если 2501 рублей в месяц и больше. Проживающий в Москве может не оплачивать коммуналку, если его доход меньше 800 рублей в месяц. Это право нужно реализовать и нести те же документы в отдел субсидий.

В Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде допустимая доля расходов на оплату ЖКУ фиксированная. Она не зависит от дохода семьи.

Региональный стандарт стоимости ЖКУ — сколько стоит вода, свет, содержание и обслуживание жилого помещения, в котором живет человек или семья.

На один регион обычно несколько стандартов в зависимости от состава, численности семьи и жилищных условий. Если получатель субсидии — собственник жилья, сумма будет одна, если наниматель по договору социального найма — другая. Еще размер выплаты зависит времени года. В зимнее время стандарт больше, потому что есть отопление, летом — меньше, потому что отопления нет.

Доли допустимых расходов на оплату ЖКУ по городам

Москва от 0% до 10%
Екатеринбург 12% или 22%
Санкт-Петербург 14%
Новосибирск 16% или 22%
Нижний Новгород 22%

Примеры расчета субсидии

Чтобы все-таки разобраться с основными показателями и рассчитать субсидию самостоятельно (вдруг отдел жилищных субсидий что-то напутает), разберем два примера. В каждом случае, чтобы правильно рассчитать размер субсидии, нужно посчитать среднедушевой доход семьи и минимальную величину прожиточного минимума на одного члена этой семьи, а также знать долю допустимых расходов на оплату ЖКУ и стандарт стоимости ЖКУ.

Москва, стандартная формула. Например, семья из трех человек — мужчина, женщина и ребенок — живет в съемной квартире в Москве. Работает только мужчина, и он зарабатывает 60 тысяч рублей в месяц. На оплату ЖКУ семья тратит 6 тысяч рублей.

Чтобы рассчитать среднедушевой доход этой семьи, нужно разделить совокупный доход (все доходы семьи) на количество членов семьи. Обычно рассчитывается среднедушевой доход в месяц в среднем за полгода. Так как в семье работает только мужчина, его доход будет делиться на всех. Среднедушевой доход семьи составит:

60 000 Р (средний ежемесячный совокупный доход за полгода) / 3 (количество членов семьи) = 20 000 Р в месяц

Чтобы рассчитать прожиточный минимум на каждого члена семьи, нужно сложить региональные нормативы на каждого члена семьи и поделить получившуюся сумму на количество членов семьи. Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения, детей и пенсионеров разная. В Москве прожиточный минимум для трудоспособного населения — 18 580 рублей, для детей — 13 938 рублей в месяц. Получается, что прожиточный минимум на каждого члена московской семьи из двух взрослых и одного ребенка:

(18 580 Р × 2 + 13 938 Р) / 3 (количество членов семьи) = 51 098 Р / 3 = 17 032,7 Р

Это больше величины прожиточного минимума в регионе, значит размер субсидии будет рассчитываться по стандартной формуле.

Чтобы рассчитать сумму субсидии для этой семьи, нужно знать стандарт стоимости ЖКУ для Москвы. Он отличается в зависимости от жилого помещения: если оно в собственности, стандарт будет один, если в найме — другой. Эта семья снимает квартиру, поэтому стандарт стоимости ЖКУ в 2020 году будет 3409,34 Р.

Семья тратит на оплату ЖКУ 6 тысяч рублей — это 10% от совокупного дохода. Субсидия, на которую может рассчитывать семья:

3409,34 Р × 3 (количество членов семьи) — 60 000 Р × 10% = 4228,02 Р в месяц (25 368,12 Р за полгода)

Санкт-Петербург, формула с коэффициентом. Я живу в своей квартире в Санкт-Петербурге с дочкой. Моя субсидия рассчитывалась по формуле с коэффициентом, потому что доход на каждого члена семьи был меньше прожиточного минимума.

Совокупный доход моей семьи за полгода — 15 332,8 рубля. Это зарплата и детские пособия в среднем в месяц за полгода. Среднедушевой доход:

15 332,8 Р / 2 (количество членов семьи) = 7666,4 Р в месяц

Прожиточный минимум на каждого члена моей семьи в Санкт-Петербурге на момент подачи заявления в IV квартале 2017 года:

11 868,2 Р (на взрослого) + 10 403,2 Р (на ребенка ) / 2 = 11 135,7 Р

Поправочный коэффициент — это отношение среднедушевого дохода семьи к величине прожиточного минимума на каждого члена семьи:

7 666,4 Р / 11 135,7 Р = 0,688

Размер моей субсидии:

2720,2 Р (стандарт стоимости ЖКУ в Санкт-Петербурге) × 2 — 15 332,8 Р * 14% × 0,688 = 3962,7 Р

Субсидия исчисляется помесячно, то есть каждый месяц ее пересчитывают по формуле. Из-за этого сумма выплаты может быть каждый месяц разной потому, что могут меняться нормативы в регионе.

Если посмотреть на все уведомления, можно заметить, что суммы полагающихся субсидий везде разные: летом мне выплачивали меньше.

Расчет субсидии за июнь 2018. Здесь изменился норматив и сумма получилась меньше — 2256,85 Р

Ограничение и перерасчет субсидии

Ограничение субсидии. Субсидия не может быть больше фактической стоимости ЖКУ — это то, сколько денег вы заплатили за коммунальные услуги в предыдущем месяце до подачи документов на субсидию. Выплаты не будут больше этой суммы, но могут быть равны ей или меньше.

Когда власти рассчитают сумму субсидии, они сравнят две суммы: полученную по формуле и фактическую стоимость ЖКУ. Если сумма по формуле получилась меньше, начислят ее, если больше — заплатят сумму фактических расходов на ЖКУ. То есть какие бы нормативы ни ввели власти, больше, чем сумму фактических расходов по квитанциям, которые вы прикладываете к заявлению, они начислить не смогут.

Например, фактическая стоимость ЖКУ на момент подачи заявления у меня получилась 3356,79 Р — это сумма за обслуживание дома, воду, электроэнергию и капремонт за предыдущий месяц (за вычетом телевидения, которое не входит в ЖКУ). Больше этой суммы мне не заплатят.

Это уведомление о предоставлении субсидии. Сумма субсидии здесь — 3962,67 Р. Она рассчитана по формуле и вышла больше суммы моих фактических расходов на ЖКУ. Мне заплатили 3356,79 Р — сумму фактических расходов на ЖКУ

Перерасчет субсидии. Если человек получил субсидию, которую рассчитали неверно, выплату можно попросить пересчитать в отделе субсидий. Если отдел признает вашу правоту, перерасчет прибавят к субсидии в следующем месяце.

Если в жизни получателя субсидии что-то изменилось — он переехал, изменился состав или доход его семьи, — об этом нужно сообщить в отдел субсидий в течение месяца для перерасчета субсидии. У меня нет такого опыта, но в законе эта возможность прописана.

Запомнить

  1. Получить субсидию могут семья или человек, которые тратят на ЖКУ больше установленной в регионе допустимой доли расходов на коммунальные услуги.
  2. Субсидию дают на полгода — документы нужно подать один раз и каждый месяц в течение полугода получать выплату. Чтобы получить субсидию снова, придется собрать пакет документов еще раз.
  3. Чтобы получать выплату, нужно быть постоянно зарегистрированным по месту проживания и не иметь долгов по оплате ЖКУ.
  4. Можно быть собственником или нанимателем жилья — снимать жилье у государства или физического лица. Есть ограничения по площади жилья, которая приходится на проживающих.

Как рассчитать размер коммунальных платежей

При оплате услуг ЖКХ нередко возникают трудности при установлении стоимости услуг и правильности расчеты платежей. Собственникам квартир и частных домов следует самостоятельно отслеживать потребление оплачиваемых ресурсов. Расчет коммунальных платежей осуществляется с учетом тарифов, установленных в регионе, и показателей приборов учета.

Что входит в коммунальные платежи

Жилищно-коммунальная деятельность предусматривает обеспечение комфортных условий для жизни граждан в многоквартирных и частных домах. Контролируют данный процесс управляющие компании (УК), заключающие договоры на поставку необходимых ресурсов.

Прежде чем говорить о расчете оплаты коммунальных услуг, нужно рассмотреть, что входит в их перечень:

  • водоснабжение, а также водоотведение;
  • газ;
  • электричество;
  • отопление помещения.

Дополнительно нужно изучать платежи за содержание имущества, обслуживание домофона, лифта, консьержа, капитальный ремонт – все это также входит в оплату ЖКХ.

Обратите внимание! За поступление и обеспечение жильцов необходимыми ресурсами отвечает управляющая компания, соответственно, сами жильцы должны лишь своевременно вносить плату за указанные выше услуги.

Расчетом оплаты коммунальных услуг занимается УК

Также необходимо понимать, что общая коммуналка (газ, вода, электроэнергия и отопления) обеспечивается во всех домах, но дополнительное обслуживание может различаться. Например, не во всех многоквартирных домах имеется консьерж или домофон, что предполагает оплату за обслуживание.

Виды платежей

Платежным документом, отражающим перечень оплачиваемых услуг, является квитанция, которая поступает в адрес собственника жилья ежемесячно. При этом подробный расчет оплаты ЖКХ не входит в этот документ. Там лишь указываются виды услуг с указанием норм потребления и показаний счетчиков. Перед оплатой нужно уточнить, соответствуют ли выставленный счет действительности.

Говоря непосредственно об общей квитанции на оплату коммунальных услуг, следует обозначить, какие виды платежей должны входить в рассматриваемый документ:

  • тарифы за водоснабжение и водоотведения, последние показатели счетчиков, либо средняя стоимость за месяц;
  • отопление (в некоторых домах оно рассчитывается только в отопительный период и опирается на показатели тарифов, а в некоторых круглый год в едином установленном размере);
  • газовое обеспечение и обслуживание, предполагающее также средний показатель, либо результаты снятия счетчика;
  • электроэнергия, которая отражается в виде показателей кВт за месяц;
  • капитальный ремонт;
  • обслуживание общедомового имущества.

При наличии дополнительного обслуживания управляющая компания также выставит счета на оплату согласно тарифам.

Обратите внимание! Квитанция должна содержать сведения о плательщике, квадратуре помещения и номер лицевого счета. Кроме того, обязательно указание тарифов и справочной информации, иначе платежный документ не может считаться верным.

Отдельно следует сказать о каждом виде платежей, поскольку они имеют свои особенности расчета оплаты и установления средних показателей потребления и тарифов.

За жилищные услуги

В эту категорию входят платежи, касающиеся содержания общедомового имущества. Здесь не предусмотрено показателей счетчиков. Управляющая компания устанавливает тарифы относительно обслуживания домофона, уборки, содержания имущества, вывоза мусора и так далее. При этом стоимость должна определяться по нормам, установленным регионом.

Стоимость жилищных услуг также подтверждается договорами с поставщиками таковых. Например, обращение с ТКО, то есть вывоз мусора, обеспечивается соответствующей компанией города,  с которой УК заключает договор, обговаривает цену, а далее на основании соглашения выставляет счет собственнику жилья.

За коммуналку по нормативам

В перечень коммунальных платежей входит оплата тех услуг, у которых она зависит либо от количества их потребления, либо от средних нормативов. Если у собственника жилья отсутствуют приборы учета, то УК выставляет счет по средним показателям.

Например, учет потребляемого количества воды в квартире не предусмотрен ввиду отсутствия счетчиков. УК определяет среднее количество потребление – 5 кубов горячей воды в месяц, независимо, потребляется по факту данное количество или нет. Соответственно, оплата происходит по тарифу региона за 5 кубов. Собственник при этом может потратить горячей воды меньше или больше, размер оплаты останется неизменным. Тот же принцип действует при определении стоимости света и газа.

За коммуналку по показания счетчиков

Следующая категория платежей – по показаниям приборов учета потребления коммунальных ресурсов. Размер предусмотренной платы за ЖКХ определяется согласно фактически использованному количеству  газа или света. Отсюда формируется соответствующий платеж.

Например, за месяц счетчик на электричество показал потребление 160 кВт. Следовательно, указанное количество электроэнергии будет оплачено согласно тарифу. При этом в следующем месяце показатель может отличаться. Данный вид платежей более удобный и правильный, но действует только при наличии в квартире счетчиков.

Расчет размера платежей за ЖКХ

Определение стоимости услуг ЖКХ осуществляется по специальным формулам, применяемым с учетом выше представленных видов платежей. Следует подробно рассмотреть процесс установления размера коммунальных платежей на примере конкретных видов услуг.

Газоснабжение

Расчет стоимости потребляемого газа осуществляется по формулам, которые будут отличаться с учетом факта наличия или отсутствия у собственника жилья счетчиков.

Применяются следующие формулы для расчета:

  • Q*T*N – вариант при отсутствии счетчиков. Q –количество кубов потребленного газа, T – стоимость одного куба, N – норматив. Пример расчета следующий: 8 кубов газа, стоимость одного куба – 7 рублей, действующий норматив равен 5. Таким образом, 10*7*5 = 350 руб. Так определяется стоимость газа за месяц по средним показателям. Количество потребление фактического значения не имеет.
  • Q*T – вариант при наличии счетчиков в квартире. Пример расчета: 4 куба газа и стоимость одного куба – 7 рублей. Таким образом, 4*7 = 28 руб. То есть независимо от количества людей в квартире и нормативов, собственник оплатит фактически использованный газ.

Газоснабжение оплачивать выгоднее  по показаниям прибора учета потребления, на практике средние нормативы всегда выше фактических.

Электричество

При расчете оплаты за электричество также действует принцип средних нормативов либо показаний счетчиков. При этом нужно учесть, что нормативы определяются согласно количеству  проживающих в квартире людей. Например, на одного человека предусмотрено 65 кВт. В квартире живет пять человек. При отсутствии счетчиков расчет будет следующий: 65*5*4 (стоимость одного кВт) = 1 300 руб. за месяц.

Другой пример расчета по показаниям счетчика: 157 КВт за месяц согласно прибору учета (количество жильцов не имеет значения). Следовательно, 157*4 = 628 руб. за месяц пользования электричеством. Данный вариант также считается более экономичным, поскольку предполагает оплату фактически потраченных ресурсов.

При оплате по счетчику есть возможность сэкономить

Водоснабжение

Здесь порядок расчета оплаты коммунальных услуг будет отличаться, поскольку водоснабжение требует установления стоимости сразу нескольких услуг: горячей и холодной воды, водоотведения.

Первый пример расчета предусматривает отсутствие счетчиков в квартире: средний показатель потребления холодной воды – 7 кубов, горячей воды – 2 кубов на одного человека; стоимость куба составляет 19 и 80 руб., соответственно, водоотведение – 20 руб. за куб; в квартире проживает три человека. Расчет следующий:

  • горячая вода: 2*3*80 = 480 руб.;
  • холодная вода: 7*3*19 = 399 руб.;
  • водоотведение: (7+2)*3*20 = 540 руб.

В итоге окончательная стоимость водоснабжения составит общую сумму выявленных показателей, а именно: 480+399+540 = 1 416 руб. за месяц.

Второй пример расчета предполагает наличие счетчиков: за один месяц было использовано 10 кубов холодной воды и 5 кубов горячей воды, стоимость куба по тарифу составляет также 19 и 80 руб., водоотведение – 20 руб. Количество проживающих в квартире не имеет значения:

  • горячая вода: 5*80 = 400 руб.;
  • холодная вода: 10*19 = 190 руб.;
  • водоотведение: (10+5)*20 = 300 руб.

Таким образом, водоснабжение по приборам учета будет стоить 890 руб., что существенно меньше в сравнении со средними показателями.

Отопление

Порядок расчета оплаты за отопление включает несколько вариантов (только в сезон или круглый год, с наличием счетчика и без него)

Данный вид услуг предусматривает самый сложный порядок определения их стоимости. Существует несколько формул для расчета платы за отопление, к которым относят следующие варианты:

  • В случае отсутствия счетчиков и получения отопления только в сезон: S*T*N, где S – площадь квартиры, T – тариф, N – норматив. Пример: площадь равна 70 кв.м, норматив – 0,02 Гкал, тариф – 1 800 руб., следовательно, 70*0,02*1800 = 2 520 руб.
  • При отсутствии счетчика, но круглогодичном отоплении. Формула будет отличаться: S*T*N*k (коэффициент периодичности, составляющий 0,5). Данные можно использовать из первого примера, следовательно, 70*0,02*0,5*1800 = 1 260 руб.
  • В случае наличия счетчика и сезонной оплаты. Формула следующая: V1*(S/S1)*T, где V1 – общее потребление ресурса, S1 – общая площадь квартир. Например, 5 000 кв.м. – общая площадь, тариф – 1 500 руб., площадь квартиры – 70 кв.м., общедомовой потребление – 120 Гкал. Следовательно, 120*(70/5000)*1500 = 2020 руб.
  • При наличии счетчика и постоянной оплаты услуги. Здесь потребуется определить Vm – средний объем на один кв.м., что осуществляется по формуле V (объем за год)/12/5000 (общая площадь). Например, 720 Гкал/12/5000 кв.м. = 0,012. Следовательно, 0,012*70 (площадь квартиры)*1500 (тариф) = 1 260 руб.

Также возможен пример при наличии счетчиков и в квартире, и в доме. Здесь потребуется умножить Vm на общий показатель Гкал за месяц, например, 1,512*15000 = 2 268 рублей. Однако такая система используется редко.

Особенности расчета

Главная особенность расчета размера платы за получение коммунальных услуг – это установление правильных тарифов и норм потребления. Не следует думать, что расчеты управляющей компании всегда верны. Тарифы находятся в общем доступе так же, как и правила расчета платежей.

Также особенностью выступает то, что тарифы действуют на протяжении полугода, изменений быть не может, что также позволяет в любой момент пересчитать и определить стоимость коммунальных ресурсов.

Где можно быстро рассчитать платежи ЖКХ

Чтобы применять формулу расчета стоимости коммуналки, необязательно самостоятельно производить расчеты. Достаточно иметь показания счетчиков и стоимость услуг по общим тарифам, поскольку на сайте Антимонопольной службы РФ есть доступ к специальному калькулятору. С его помощью можно определить размер платежей по адресу квартиру.

Таким образом, определить размер оплаты за коммунальные услуги можно самостоятельно, для чего достаточно знать действующие тарифы и нормы потребления услуг ЖКХ, либо пользоваться счетчиками потребления ресурсов, что также упрощает задачу контроля над суммой платежей.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Оказание коммунальных услуг

Правила, устанавливающие порядок предоставления коммунальных услуг в 2020 году, строго регламентируют отношения между собственниками помещений и поставщиками ресурсов, а именно:

  • права и обязанности потребителей и поставщиков услуг;
  • условия и порядок оформления соглашения на поставку ресурсов;
  • порядок проведения мероприятий, направленных на контроль качества коммунальных услуг;
  • методику вычисления стоимости предоставляемых услуг.

Но что же представляет собой само понятие «коммунальные услуги»? Как рассчитывается их стоимость и какие изменения ждут граждан РФ в 2020-2020 годах?

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-33-82 Бесплатный звонок для всей России.

Что такое коммунальные услуги?

Коммунальные услуги (КУ) – результат деятельности, направленной на поддержание безопасной и комфортной эксплуатации жилого или коммерческого помещения пользователем. В свою очередь, правом на пользование такими услугами в 2020 году обладают:

  1. собственники помещений и члены их семьи;
  2. граждане, получившие недвижимость от кооператива;
  3. лица, арендующие жилые или коммерческие помещения в многоквартирном доме.

В качестве потребителя коммунальных услуг может выступать как физическое, так и юридическое лицо, ИП.

Правовая основа

Законодательным актом, регламентирующим отношения в сфере КУ, является Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011. Данный документ устанавливает правила предоставления коммунальных услуг пользователям, а также отражает основные изменения:

  • информацию о пересмотре коэффициентов, используемых при расчете тарифов на КУ;
  • информацию об изменении тарифов;
  • информацию об изменениях в порядке установки приборов учета.

Основные права и обязанности собственников жилья, связанные с созданием ТСЖ, оплатой коммунальных услуг и выбором управляющей компании отражены в Жилищном кодексе Российской Федерации (разделах VI, VII, VIII соответственно).

Еще одним важным документом, регламентирующим методологию учета коммунальных услуг, является Приказ Росстата №234 от 26.06.2013. Основным отличием данного законодательного акта становится тот факт, что в объеме КУ здесь отражены не только услуги, входящие в основной перечень, но и работы, связанные с ремонтом, монтажом и настройкой эксплуатируемых приборов учета.

Кроме того, в своей работе по обеспечению ресурсами, ЖК организации руководствуются Гражданским кодексом РФ, КоАП РФ, Водным кодексом РФ, Федеральными законами № 69, № 210.

Перечень коммунальных услуг в 2020 году

Согласно п.4, гл. II Постановления Правительства №354, в перечень коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и пользователям жилых и коммерческих помещений в 2020 году, входит:

Снабжение холодной водой Круглосуточная подача холодной воды надлежащего качества (очищенной от патогенных микроорганизмов, вредных химических соединений) по центральной или внутридомовой сети.
Снабжение горячей водой Круглосуточная подача горячей воды надлежащего качества, температурой от +400 до +750С. Перерыв в подаче горячей и холодной воды допустим в пределах 8 часов или суток (при условии крупных аварий).
Водоотведение Вывод стоковых канализационных вод по централизованным сетям.
Электроснабжение Бесперебойная подача электрической энергии в объемах, достаточных для эксплуатации приборов, установленных в многоквартирном доме.
Газоснабжение Круглосуточная подача газа по централизованной сети. В случае отсутствия последней допустимо предоставление ресурса в газовых баллонах.
Отопление Подача теплоэнергии по централизованным или внутридомовым сетям на протяжении всего отопительного сезона для поддержания температуры в отапливаемых помещениях не ниже 180С. Допустим перерыв в подаче не чаще, чем на сутки в месяц, при этом:

Ø  не более 16 часов подряд при среднесуточной температуре в +120С;

Ø  не более 8 часов подряд при среднесуточной температуре в +100С;

Ø  не более 4 часов подряд при среднесуточной температуре в +80С.

Вывоз ТБО Сбор, вывоз, обезвреживание и захоронение бытовых отходов в количестве, вырабатываемом пользователями жилых и коммерческих помещений.

К коммунальным услугам, оплачиваемым пользователями, не может относиться пункт, не относящийся к конкретному дому, например, плата за газоснабжение, при его отсутствии, взиматься не может.

Кто занимается предоставлением коммунальных услуг в 2020 году?

Согласно п.8, гл. II, Постановления № 354, исполнителем коммунальных услуг в 2020 году может являться юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы) или ИП, при этом:

  • для собственников помещений исполнителем является управляющая компания или иная организация, обслуживающая многоквартирный дом;
  • для арендаторов – непосредственно арендодатель или организация, уполномоченная им.

В Жилищном кодексе РФ, а именно в ст. 161, перечислены основные способы управления МКД:

  1. посредством ТСЖ;
  2. посредством жилищного или иных кооперативов;
  3. посредством управляющей компании;
  4. путем непосредственного управления.

Исполнителем КУ может быть назначена как управляющая компания, ТСЖ или кооператив, так и непосредственно ресурсоснабжающая организация, при этом:

Управляющая компания Становится Исполнителем с даты, указанной в решении собственников помещений МКД.
ТСЖ или кооператив Предоставляет КУ с даты его регистрации, но не ранее даты, указанной в договоре с ресурсоснабжающей организацией.
Ресурсоснабжающая организация Приобретает статус Исполнителя с даты, указанной в решении общего собрания собственников жилых и коммерческих помещений.

Функции и обязанности ЖКХ по оказанию коммунальных услуг

Обеспечение многоквартирного дома коммунальными услугами надлежащего качества и в необходимом объеме в 2020 году – основная обязанность управляющей компании, ТСЖ или кооператива. Таким образом, к основным функциям ЖКХ относится:

  • контроль над качеством предоставляемых услуг и своевременностью их подачи ресурсоснабжающей организацией;
  • расчет и прием платежей за КУ, контроль за своевременностью поступления денежных средств от собственников помещений;
  • распределение полученных средств, поиск контрагентов, заключение договоров, составление смет;
  • создание условий, обеспечивающих эффективную и безопасную эксплуатацию помещений, расположенных в МКД;
  • взаимодействие с пользователями КУ, решение спорных вопросов, рассмотрение жалоб и предложений.

Порядок предоставления коммунальных услуг в 2020 году

Основным законодательным актом, регламентирующим предоставление КУ в 2020 году населению, является Постановление Правительства № 354. Согласно п.3, гл. II, коммунальные услуги поставляются пользователям на следующих условиях:

  1. Обеспечение ресурсами потребителей, проживающих в многоквартирном доме (МКД), начинается с момента:
    • возникновения права собственности на жилое или коммерческое помещение;
    • предоставления помещения членам кооператива;
    • заключения договора аренды;
    • ввода МКД в эксплуатацию застройщиком;
    • ввода МКД в эксплуатацию и передачу помещения собственнику.
  2. Полнота предоставления всех коммунальных услуг, указанных в п.4, гл. II Постановления № 354, зависит от степени благоустройства МКД.
  3. Подача ресурсов производится круглосуточно (круглый год или в определенный промежуток времени), допустимы перерывы, не превышающие установленные действующим законодательством нормы.
  4. Обеспечение ресурсами производится в объеме, достаточном для всех пользователей, в пределах пропускной способности инженерных внутридомовых систем.
  5. Качество КУ, предоставляемых населению, должно строго соответствовать нормам, указанным в Приложении №1 (к Постановлению № 354).
  6. Обеспечение услугами производится при условии, что все внутридомовые коммуникации исправны и готовы для предоставления ресурсов.

Отличие коммунальных и жилищных услуг

Как говорилось ранее, перечень КУ ограничен 7 пунктами и включает в себя ресурсы, необходимые для жизнедеятельности пользователей и собственников помещений МКД. Жилищные услуги несколько отличаются от вышеописанных и включают в себя:

  • предоставление жилых и коммерческих помещений для постоянного/временного пользования;
  • содержание, текущий и капитальный ремонт общедомовых помещений и коммуникаций.

Таким образом, взносы за ЖУ включают в себя платежи:

  • за пользование помещением (для арендаторов);
  • за управление и ремонт МКД.

С 2020 года, на основании Постановления правительства №1498 от 26.12.16, оплата ОДН относится к жилищным услугам (ранее данный платеж относился к КУ).

Тарификация и задачи тарифного регулирования

Тарифное регулирование является неотъемлемым инструментом в функционировании рынка коммунальных услуг в 2020 году. Все дело в том, что организации-исполнители всегда обладают большей информацией, чем потребители, а данный факт приводит к использованию монопольной власти для собственной выгоды. Таким образом, тарификация выполняет роль баланса между интересами двух сторон.

К основным задачам тарифного регулирования коммунальных услуг относят:

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-33-82 Бесплатный звонок для всей России.

  • стимулирование коммунальщиков к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг;
  • привлечение дополнительных инвестиций в коммунальные организации;
  • обеспечение достаточного объема финансовых ресурсов для полноценной работы организаций-исполнителей;
  • формирование конкурентоспособности компаний, работающих в сфере КУ;
  • снижение политизированности процесса установления тарифных ставок.

Методика планирования и расчета

Порядку расчета и оплаты КУ посвящен VI раздел Постановления Правительства № 354, согласно которому существует несколько методик расчета платежей:

  1. на основании показаний, снятых с приборов учета;
  2. на основании нормативов потребления (при полном отсутствии приборов учета);
  3. на основании показаний приборов и нормативов потребления.

Основные рекомендации по методике расчета коммунальных платежей в 2020 году указаны в Приложении №2 (к Постановлению Правительства №354). Данный документ содержит в себе все основные формулы, на основании которых происходит вычисление итоговой суммы за КУ.

Порядок оплаты коммунальных услуг

Организация-исполнитель в обязательном порядке предоставляет своим пользователям порядок оплаты коммунальных услуг путем внесения соответствующих пунктов в договор, а также размещает актуальную информацию на официальном сайте либо на стендах в подъездах МКД.

Внесение ежемесячных платежей в счет оплаты потребляемых ресурсов производится на основании:

  • счетов, предоставляемых исполнителем, и содержащих детализированную информацию о сумме и сроках погашения;
  • данных, размещенных на интернет-ресурсах.

Сроки оплаты коммунальных услуг в 2020 году устанавливаются несколькими способами:

  1. На основании ст. 155 ЖК РФ, платеж должен быть внесен не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
  2. На основании договора, заключенного между поставщиком услуг и исполнителем. В данном случае сроки могут отличаться от установленных действующим законодательством.

В случае несоблюдения сроков, установленных компанией-исполнителем или государством, к нарушителю могут быть применены штрафные санкции в виде начисления пени.

Оплата коммунальных услуг юридическими лицами

Потребителем КУ может являться не только физическое лицо, но и юридическое. В зависимости от основания, на котором юр.лицу было передано помещение, оплата коммунальных услуг может производиться:

  • Напрямую поставщику услуг. В данном случае платежи могут вносить как собственники помещений, так и арендаторы.
  • Собственнику помещения. Если пользование квадратными метрами производится на основании договора аренды, платежи за коммуналку могут перечисляться непосредственно владельцу недвижимости (после предоставления квитанции или любого другого подтверждающего документа).

Итак, юридические лица вносят плату за предоставляемые ресурсы на основании документов, в сроки, указанные в действующем законодательстве или договоре, путем наличного или безналичного расчета.

Льготы

В условиях нестабильной экономической ситуации оплата коммунальных услуг становится для некоторых категорий граждан попросту непосильной. Именно поэтому Правительство РФ поддерживает население при помощи введения льгот для:

  1. многодетных семей, воспитывающих трех и более детей младше 18 лет;
  2. участников ВОВ и членов их семей;
  3. инвалидов детства, 1 и 2 группы;
  4. участников боевых действий, лиц, несущих государственную службу, ветеранов труда;
  5. жителей блокадного Ленинграда;
  6. почетных доноров РФ и Советского Союза;
  7. лиц, пострадавших во время аварии на ЧАЭС.

Льготы, предоставляемые некоторым категориям граждан, распространяются на коммунальные и жилищные услуги.

За что можно подать жалобу на оказание коммунальных услуг?

Пользователи КУ, не удовлетворенные качеством поставляемых ресурсов, в 2020 году вправе обратиться с жалобой на управляющую компанию, ТСЖ, кооператив или организацию, предоставляющую коммунальные услуги. Как правило, для этого существует ряд оснований:

  • Перерывы в подаче холодной и горячей воды, превышающие законодательно установленную продолжительность. Отсутствие водоснабжение на протяжении времени, превышающего сутки, является основанием для обращения в организацию, управляющую МКД.
  • Подача холодной воды ненадлежащего качества (содержащую вредоносные химические элементы и микроорганизмы). Свое обращение, в данном случае, желательно подкрепить заключением независимого эксперта, изучившего образцы, взятые из внутридомового водопровода.
  • Перерывы в электро- и газоснабжении в течение времени, превышающего законодательно установленные нормы.
  • Подача газа ненадлежащего качества и в количестве, недостаточном для комфортного потребления всеми пользователями.
  • Задержка в подаче отопления. Как правило, отопительный сезон начинается в сроки, установленные индивидуально для каждого региона, однако, резкое снижение среднесуточной температуры является веским основанием для преждевременного начала сезона.
  • Подача горячей воды низкой температуры (менее 400С).
  • Несвоевременный или неполный вывоз ТБО.
  • Неоправданное завышение тарифной ставки на КУ.
  • Неправильный расчет суммы, указанной в квитанции на оплату. Завышенная плата за пользование КУ является нарушением прав пользователей, поэтому правильность расчета очередного платежа должна проверяться как сотрудниками организации-исполнителя, так и пользователем.

Жалобы на предоставление коммунальных услуг в 2020 году касаются исключительно ресурсов, перечисленных выше. Претензии к состоянию внутридомовых коммуникаций, помещений общего пользования и конструкции МКД относятся к жалобам на предоставление жилищных услуг.

Куда подается жалоба?

Для эффективного и быстрого решения возникающих проблем направить жалобу, в первую очередь необходимо руководству организации, отвечающей за управление МКД. Как правило, 70% конфликтных ситуаций решается без привлечения сторонних организаций и контролирующих органов.

В случае отсутствия результата после передачи жалобы на оказание коммунальных услуг в 2020 году, заявитель вправе обратиться в любой из нижеперечисленных органов:

  1. Роспотребнадзор (в отделение, находящееся по месту нахождения МКД или посредством обращения в электронную приемную на официальном сайте).
  2. Прокуратура. Заявитель вправе обратиться в правоохранительные органы любым удобным способом (лично, через представителя, посредством обращения в электронную приемную).
  3. Суд. Крайняя инстанция, обращаться в которую стоит в случае, когда досудебное разбирательство не принесло результатов, удовлетворяющих заявителя.

Составить жалобу можно как самостоятельно, так и при помощи квалифицированного сотрудника. Данный документ изначально создается в нескольких экземпляров, один из которых остается у заявителя, второй – передается адресату.

Нюансы предоставления коммунальных услуг в 2020 году

Некоторые спорные ситуации и нюансы в сфере КУ были разъяснены Верховным Судом РФ (Постановление №22 от 27.06.17). Таким образом:

  1. Собственники и пользователи помещений, расположенных в МКД, вправе требовать компенсации и неустойки за неисполнение своих обязанностей управляющей компанией. В данном случае, основанием для перерасчета платежей по КУ является не только акт, подписанные пользователями, но и всевозможные доказательства, собранные свидетелями нарушения.
  2. Задолженность по оплате перед организацией-исполнителем не является безусловным основанием для прекращения подачи ресурсов. Наказание нарушителей, в данном случае, должно быть соразмерно самому нарушению.
  3. Денежные средства, вносимые пользователями или их представителями, засчитываются в счет оплаты периода, указанного в документе. Если же плательщик не указал конкретный период, сумма засчитывается за периоды с неистекшим сроком давности.
  4. Отсутствие договора с управляющей компанией, кооперативом, ТСЖ или ресурсоснабжающей организацией не является основание для отказа от оплаты ресурсов, предоставляемых пользователям помещений, расположенных в МКД.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: