Правила бесплатного предоставления земельного участка в собственность

О внесении изменений в Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области»

О внесении изменений в Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области»

Принят постановлением
Московской областной Думы
от 19 декабря 2020 года N 23/103-П

Статья 1

Внести в Закон Московской области N 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (с изменениями, внесенными законами Московской области N 86/2012-ОЗ, N 158/2012-ОЗ, N 134/2013-ОЗ, N 56/2018-ОЗ, N 80/2020-ОЗ, N 244/2020-ОЗ) следующие изменения:

1) статьи 3 и 4 изложить в следующей редакции:

1. Ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет (далее — заявление о постановке на учет).

2. Для постановки на учет один из родителей, с которым проживают дети, либо одинокая мать (отец) подает заявление о постановке на учет в орган местного самоуправления городского округа Московской области по месту своего жительства с указанием цели использования земельного участка в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.

3. Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые не сняты с учета по основаниям, указанным в статье 6_1 настоящего Закона, и отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления о постановке на учет:

1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;

2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;

3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;

4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;

5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;

6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.

4. В случае, если один из членов многодетной семьи, отвечающей условиям, установленным частью 3 настоящей статьи, имеет на праве аренды земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, право на бесплатное получение в долевую собственность в равных долях такого земельного участка имеют все члены многодетной семьи в случае, если размер земельного участка соответствует размерам, установленным статьей 4_1 настоящего Закона.

5. Решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом принимается на основании заявления о постановке на учет, а также документов и сведений, подтверждающих соответствие многодетной семьи условиям, установленным частью 3 настоящей статьи.

Перечень и порядок предоставления документов и сведений определяются Правительством Московской области.

6. Орган местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области в течение месяца принимает решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом.

О результатах рассмотрения орган местного самоуправления городского округа Московской области направляет заявителю уведомление о принятом решении либо мотивированный отказ заказным письмом с уведомлением о вручении, а также электронным сообщением по адресу, указанному в заявлении о постановке на учет.

7. Информация о постановке на учет многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков размещается органами местного самоуправления городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

8. Основанием для отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом является несоответствие условиям, установленным в части 3 настоящей статьи, или предоставление недостоверных сведений.

9. Отказ в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1. Земельные участки предоставляются в порядке очередности многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом.

2. Порядок ведения очереди многодетных семей утверждается органами местного самоуправления городских округов Московской области.

3. Предоставление земельных участков осуществляется по заявлениям многодетных семей (далее — заявление о предоставлении земельного участка) на основании решений органов местного самоуправления городских округов Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Форма и требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка утверждаются органами местного самоуправления городских округов Московской области.

4. Органы местного самоуправления городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях реализации настоящего Закона (далее — Перечень земель).

В Перечне земель указываются местоположение земель и (или) земельных участков, их площадь, кадастровые номера. Перечень земель публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, размещается органами местного самоуправления городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Орган местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области уведомляет многодетные семьи, состоящие на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков, об утверждении Перечня земель.

Порядок уведомления многодетных семей утверждается органами местного самоуправления городских округов Московской области.

Уведомление должно содержать срок предоставления многодетной семьей заявления о предоставлении земельного участка.

6. В случае выбора земельного участка из Перечня земель многодетная семья обращается в орган местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка.

7. Многодетные семьи, которые не желают получать земельный участок, указанный в Перечне земель, вправе отказаться от предлагаемых земельных участков путем подачи заявления об отказе в предоставлении земельного участка.

В данном случае земельный участок предлагается следующей в очереди многодетной семье.

Отказ многодетной семьи от предлагаемых органами местного самоуправления городских округов Московской области земельных участков не является основанием для снятия многодетной семьи с учета.

8. Земельные участки бесплатно предоставляются в собственность многодетным семьям однократно.

9. Земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях.

10. Органы местного самоуправления городских округов Московской области направляют в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области, отчеты о предоставлении многодетным семьям земельных участков.

Форма отчета о предоставлении многодетным семьям бесплатно земельных участков и сроки предоставления устанавливаются центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным Правительством Московской области.

Информация о предоставленных бесплатно земельных участках многодетным семьям размещается органами местного самоуправления городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, а также в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2020 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи.»;

2) дополнить статьями 4_1 и 4_2 следующего содержания:

1. Предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,10 га.

В случае, если размер земельного участка меньше предельного минимального размера, установленного абзацем первым настоящей части, и при этом предоставлено письменное согласие заявителя на получение такого земельного участка, то размер земельного участка считается предельным минимальным.

2. Предельный максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно многодетным семьям, составляет 0,15 га.

1. Основаниями для отказа в предоставлении многодетной семье земельного участка в собственность бесплатно являются:

1) нарушение порядка очередности предоставления земельных участков;

2) непредоставление многодетной семьей заявления о предоставлении земельного участка в срок, указанный в уведомлении органа местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области;

3) подача многодетной семьей заявления о предоставлении земельного участка, не отвечающего требованиям, установленным органом местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области;

4) земельный участок является ограниченным в обороте (в случае обращения многодетной семьи с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в аренде у одного из членов многодетной семьи согласно части 4 статьи 3 настоящего Закона).

2. Решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно принимает орган местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области в течение десяти рабочих дней со дня выявления оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, о чем в течение двух рабочих дней со дня принятия решения уведомляет многодетную семью заказным письмом с уведомлением о вручении с указанием оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Принятие органом местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области решения об отказе в предоставлении земельного участка не является основанием для снятия многодетной семьи с учета.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно может быть обжалован членами многодетной семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.»;

3) статью 6 признать утратившей силу;

4) в части 3 статьи 6_1 слова «о постановке многодетной семьи на учет в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом» заменить словами «о постановке на учет».

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьев

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 31.12.2020,

N 5000202012310010

Предоставление земельного участка в собственность бесплатно в 2020 году

Главная » Недвижимость »

Предоставление земельного участка в собственность бесплатно в 2020 году

Статью подготовил специалист по сопровождению сделок с недвижимостью Рожков Вадим Алексеевич. Связаться с автором

Вернуться назад на Земельная собственность 2020

Принцип платности, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату помимо случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, является одним из основных принципов российского земельного законодательства. Тем не менее, у граждан России существует возможность получить земельный участок бесплатно. Поэтому вопросы как получить земельный участок бесплатно и кому положен земельный участок бесплатно продолжают оставаться актуальными на протяжении уже третьего десятилетия проводимой в России земельной реформы.

В каких случаях возможно предоставление земельных участков бесплатно на основании решения уполномоченного органа установлено в статье 39.5. «Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).

Право на бесплатный земельный участок, образованный в границах застроенной территории, есть у лица, с которым заключен договор о ее развитии.

Получить земельный участок в собственность бесплатно может некоммерческая организация, созданная гражданами для ведения садоводства и огородничества, если он образовался в результате раздела земельного участка, предоставленного этой организации, и до раздела относился к имуществу общего пользования. В отдельных случаях участок может быть предоставлен в общую собственность членов данной некоммерческой организации.

Право получения земельного участка бесплатно в собственность появляется у гражданина по прошествии пяти лет со дня предоставления участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10. ЗК РФ. Т. е. для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации. Обязательное условие — все эти пять лет земельный участок необходимо использовать в соответствии с установленным разрешенным использованием.

Бесплатное получение земельного участка в собственность по истечении пяти лет со дня его получения в безвозмездное пользование возможно, если он был предоставлен гражданину в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10. ЗК РФ. А именно, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. Но не в любом месте, а в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации. И не всем гражданам, а тем, кто работает по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации. Получение земельного участка бесплатно в собственность будет возможно лишь при условии, что гражданин на протяжении пяти лет использовал земельный участок в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании по специальности, которая входит в список, определенный законом субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что предоставление в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, осуществляется однократно. Бесплатно земельный участок, даже если гражданин имеет право на его получение в собственность по нескольким основаниям, может быть предоставлен только по одному из них.

Бесплатное предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, имеет место в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ими может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на данный учет. Установлена возможность заменить бесплатные земельные участки многодетным семьям предоставлением им с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.

Помимо случаев, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами, предоставление земельных участков гражданам бесплатно может происходить в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации принимают законы о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В этих документах можно найти ответы на многие вопросы. В первую очередь — кому положены бесплатные земельные участки.

Случаи предоставления земельных участков в разных регионах могут отличаться. Но многое их объединяет. Например, возможность получить земельный участок бесплатно от государства имеют основания граждане, еще до вступления в действие ЗК РФ имевшие в фактическом пользовании земельные участки, предоставленные органами местного самоуправления, но не зарегистрировавшие в установленном порядке свои права на них. Причем участки, предоставленные не только в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, но и на основании решений органов местного самоуправления, в которых вид права на земельный участок не указан.

В ряде случаев бесплатно получить в собственность земельный участок поможет расположенный на нем дом, право собственности на который возникло у гражданина до введения в действие ЗК РФ. А при определенных условиях и после этого.

Помимо даты введения в действие ЗК РФ за «линию водораздела» принимаются и другие законодательные акты. Например, бесплатные земельные участки в Тюменской области могут получить граждане, имеющие в фактическом пользовании расположенные на них жилые дома, приобретенные в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона N 1305-I «О собственности в СССР», но не были надлежащим образом оформлены и зарегистрированы.

В соответствии с Законом № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» гражданам бесплатно могут быть предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, дачного строительства и ведения дачного хозяйства, индивидуального гаражного строительства и эксплуатации индивидуального гаража независимо от вида предоставленных прав на земельные участки.

При этом земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного, дачного или гаражного строительства на праве аренды, могут быть приобретены в собственность бесплатно только при наличии документов, подтверждающих факт создания на таком земельном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с целями предоставления земельных участков. Право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка не может быть реализовано, если на нем создан объект незавершенного строительства.

В ряде российских регионов бесплатное выделение земельных участков может быть обусловлено профессией и местом работы кандидата на получение земельной собственности. Бесплатная раздача земельных участков предусмотрена работающим в сельских поселениях сотрудникам образовательных и медицинских учреждений; социальным работникам; специалистам, занятым в сфере культуры; работникам государственной ветеринарной службы и т. д. В отдельных субъектах Федерации — всем занятым в сельскохозяйственном производстве.

Некоторые региональные законы предусматривают выделение земельных участков бесплатно для граждан, прибывающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Бесплатная выдача земельных участков может рассматриваться как способ решения жилищной проблемы. Их предоставляют гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства может оговариваться определенными условиями. Например, бесплатно земельные участки выделяют молодым семьям, являющимся участниками специальных целевых программ. Или гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков на территории данного региона (что должно быть доказано в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации).

Отдельные региональные законы предусматривают, что однократно бесплатно земельный участок может быть предоставлен в собственность для индивидуального жилищного строительства гражданам Российской Федерации, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Такую льготу могут получить граждане, пострадавшие вследствие чрезвычайной ситуации локального масштаба (наводнение, сход селевых потоков и др.).

Региональными законами может быть предусмотрено однократное бесплатное предоставление земельных участков в собственность для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок) всем гражданам, зарегистрированным по месту постоянного проживания в сельских поселениях и не имевшим ранее в собственности, пожизненном наследуемом владении и постоянном (бессрочном) пользовании земельных участков для указанных целей.

Помимо перечисления льготных категорий граждан, кому предоставляются бесплатные земельные участки, в нормативных документах, регламентирующих бесплатное выделение земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, устанавливаются:

• минимальные и максимальные размеры выделяемых участков;
• список документов, которые необходимо приложить к заявлению о выделении земельного участка (форма заявления обычно устанавливается Правительством субъекта Федерации);
• порядок постановки на учет и сроки принятия решения о выделении земельного участка уполномоченным органом власти;
• процедура формирования перечня подлежащих предоставлению участков и т. д.

Поданное заявление о предоставлении участка регистрируется, ему присваивается регистрационный номер.

В течение установленного срока со дня регистрации проводится проверка содержащихся в нем сведений и принимается решение о постановке на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно или об отказе в постановке на учет.

В случае принятия решения об отказе в этом решении должны указываться основания такого отказа.

Из поставленных на учет заявлений формируется очередь на бесплатные земельные участки.

Нормативные акты содержат минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность бесплатно. В некоторых законах приводится формула расчета площади, в которой площадь выделяемого участка является функцией от количества членов семьи и корректирующего в зависимости от расположения района коэффициента, но не может превышать максимально установленную величину.

Перечни земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам, утверждаются по мере формирования земельных участков правительством региона или органами местного самоуправления.

В них включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, должны быть определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.

Притча про рыбу и удочку настолько часто цитируется, что воспринимается как абсолютная банальность. И все же… «Дай голодному рыбу, и ты накормишь его на один день. Дай ему удочку, и он будет сыт всю жизнь». При полной условности аналогий землю вполне можно уподобить удочке-«кормилице».

Ведь для очень многих получить земельный участок бесплатно от государства, означает возможность построить свой дом или повысить самообеспеченность продуктами питания. Особенно это актуально для малообеспеченных, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, граждан. Выделение земельных участков бесплатно оказывается именно такой эффективной поддержкой. Очевидно, каким подспорьем окажутся бесплатные земельные участки, предоставленные молодым семьям, ветеранам, инвалидам.

Необходимость бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, продиктована наличием постоянно увеличивающегося со стороны граждан спроса на земельные участки, особенно для индивидуального жилищного строительства, при фактической невозможности для многих приобрести их по результатам торгов (конкурсов и аукционов), даже если речь идет об участках без инженерного обеспечения.

Социально значимый путь бесплатного наделения граждан земельными участками (своего рода перевод де-факто в де-юре) — приватизация. Платная и бесплатная приватизация земельного участка — садового, огородного или дачного — стала для многих первым шагом в рыночные отношения. Тем более, что садоводам, огородникам, дачникам, а также садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, в приватизации за исключением установленных федеральными законами случаев не может быть отказано. Для физических лиц срок бесплатной приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение, не ограничен.

И еще, в России до сих пор в государственной собственности находится свыше 90% земельных ресурсов. Очевидно, что бесплатная раздача земельных участков — не панацея решения всех экономических проблем. Но дозированное, экономически и социально обоснованное выделение отдельным категориям граждан бесплатных земельных участков способно принести большую пользу. И гражданам, ставшим собственниками земли, и государству, и обществу.

Залог 2020
Заработная плата 2020
Затраты 2020
Заявление на отпуск 2020
Земельная доля 2020

Назад | | Вверх

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: