Преимущества прописки в квартире

Можно или нельзя: 10 важных фактов о регистрации в квартире

Рассказываем, где можно зарегистрироваться, чье согласие на это нужно и какие предусмотрены санкции за отсутствие регистрации

Фото: ТАСС/ Александр Рюмин

При смене места жительства всем приходится сталкиваться с таким явлением, как регистрация. По закону российские граждане обязаны извещать государство о том, где они проживают. Но в вопросах регистрации много тонкостей.

Для чего это нужно, где можно зарегистрироваться и какие санкции последуют, если этого не сделать, — мы собрали самые важные факты, которые необходимо знать о регистрации по месту жительства или пребывания.

Зарегистрироваться можно временно и постоянно

Существует два типа регистрации: по месту жительства (постоянная) и по месту пребывания (временная). Место жительства — это жилье, в котором человек проживает на том основании, что он его собственник либо постоянно занимает площадь с согласия собственника. Подразумевается, что гражданин преимущественно проживает по этому адресу. Место пребывания — это объект недвижимости, в котором человек планирует жить определенное время.

На оформление регистрации (как временной, так и постоянной) отводится от трех до восьми дней.

Регистрация нужна для учета и пользования госуслугами

Регистрировать в государственных органах власти место своего проживания обязаны все россияне. Регистрация нужна для учета граждан, она также дает им право проживать в квартире или доме и пользоваться многими административными услугами. Например, наличие постоянной регистрации необходимо для получения пособий и пенсий, для оформления ИНН, СНИЛС, водительских прав, а также для регистрации индивидуального предпринимателя (ИП).

На регистрацию отводится семь дней

Если человек выписался с постоянного места жительства (например, продал квартиру), он должен зарегистрироваться по новому адресу в течение семи дней. Что касается временной регистрации, то ее нужно оформлять только в том случае, если гражданин планирует проживать по определенному адресу больше 90 дней.

Зарегистрироваться временно можно не только в квартире

Временная регистрация возможна не только в жилье, а также в образовательных учреждениях (например, в студенческом общежитии), санаториях, гостиницах, кемпингах, хостелах и т. д.

За отсутствие регистрации предусмотрен штраф

За проживание в жилом помещении без регистрации (постоянной или временной) законом предусмотрены штрафные санкции. В кодексе административных правонарушений (КоАП РФ, ст.19.15.1) сказано, что в Москве и Санкт-Петербурге размер штрафа для лиц без регистрации составляет 3–5 тыс. руб., в других регионах — 2–3 тыс. руб.

Исключение составляют случаи, когда человек живет по определенному адресу без регистрации, но при этом имеет постоянную регистрацию в том же городе или на территории того же субъекта Российской Федерации. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе штрафные санкции не коснутся жителей прилегающих территорий — соответственно Подмосковья, Ленинградской области и Республики Крым.

Родственников (супругов, детей, родителей, бабушек и дедушек) собственника жилья, проживающих на его жилплощади без регистрации, тоже по закону не могут оштрафовать.

Оштрафовать могут даже владельца жилья

Владельцы или собственники жилья тоже могут быть оштрафованы за предоставление жилплощади человеку без регистрации. Для физических лиц в большинстве регионов России наказание составит от 2 тыс. до 5 тыс. руб., а для юридических — от 250 тыс. до 750 тыс. руб. В Москве и Санкт-Петербурге штрафы выше: для физлиц — 5–7 тыс. руб., для юрлиц — от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Для регистрации нужно согласие собственников

Если регистрируемый является собственником жилья или доли в нем, то ничье согласие ему не нужно. Но если ни жилплощадь целиком, ни доля ему не принадлежит, он должен получить письменное согласие всех владельцев помещения на свою регистрацию.

Если жилье, в котором хочет зарегистрироваться человек, находится в государственной или муниципальной собственности, то он может это сделать, только если вписан в договор социального найма или безвозмездного пользования, а также если является членом семьи нанимателя и остальные наниматели не имеют возражений против его регистрации. Их согласие также должно быть письменным.

Из жилья, купленного в браке, нельзя выписать супруга

Если квартира принадлежит одному из супругов и куплена не в браке, при разводе он имеет право выписать бывшую жену или бывшего мужа со своей жилплощади — по добровольному соглашению или решению суда. Однако если супруги купили жилье после заключения брака — они оба имеют права на него и, соответственно, не могут быть сняты с регистрации без своего согласия.

У несовершеннолетних есть преимущества

Даже при разводе родителей и снятия одного из них с регистрации несовершеннолетний ребенок сохраняет право на постоянную регистрацию в квартире и пользование ею, поскольку не может считаться бывшим членом семьи.

В некоторых видах жилья зарегистрироваться нельзя

Никакая регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе того или иного дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.

Постоянную регистрацию также нельзя оформить в апартаментах. В них можно жить, и по характеристикам они практически не уступают обычным квартирам, но юридически апартаменты относятся к нежилому фонду. Однако временная регистрация в апартаментах возможна. 

Прописка в апартаментах: новый закон в 2020 году

Designed by jcomp / Freepik

Сейчас, наверное, нет человека, который бы не хотел жить в красивом, комфортабельном и просторном жилье. Современный жилищный рынок постоянно пополняется новыми категориями и формами. Сердца многих завоевали апартаменты (лофты), они отличаются невысокими ценами и повышенной комфортностью. Однако их статус с юридической точки зрения остается неопределенным, поэтому возникает достаточно много вопросов и сложностей при оформлении регистрации. Если Вам интересно, можно ли оформить постоянную прописку в апартаментах по новому закону, как это сделать и какие есть особенности, оставайтесь с нами.

Юридический статус апартаментов в Москве

Апартаменты, это вид недвижимости, который обладает следующими особенностями:

  • Не входит в состав жилого фонда, но фактически идентичен квартирам – есть все условия для комфортной жизни людей.
  • Коммунальные платежи рассчитываются и уплачиваются по тарифам, предназначенным для коммерческих территорий, которые значительно выше, чем показатели для жилья.
  • Действует высокий налог, распространяющийся на все нежилые объекты.
  • Размещается на территории административного здания. Зачастую лофты оборудуются на последних этажах офисов или деловых центров. Это предопределяет большую площадь и просторность территории.
  • Имеет статус «люкс» и на практике зачастую используется как место отдыха и вдохновения, не для повседневной жизни.

На рынке недвижимости апарт-объекты актуальны и пользуются особенным спросом у жителей больших городов. Так, московские власти указывают, что примерно 30% столичных новостроек, это апарт-строения. Поэтому не так давно законодатель официально закрепил понятие в Приказе Министерства культуры РФ № 1215. Там указывается, что апартаменты – отдельный номер отеля или гостиницы, площадь которого не может быть менее 40 кв. м. В составе должно быть минимум две комнаты, столовая, кухонный гарнитур.

Виды регистрации в РФ

В РФ процесс регистрации гражданина в конкретном месте является обязательным. Для этого человек собирает документы и подает их в отделение Главного Управления по вопросам миграции (ГУВМ МВД РФ), где делается отметка о местонахождении лица. Таким образом, государство контролирует потоки миграции внутри страны. В настоящее время существует два вида регистрации:

  • Долгосрочная – гражданин заезжает в квартиру или дом, собирается проживать там длительное время. В таком случае, он получает отметку об этом в паспорте на отдельной странице. Для этого нужно быть собственником квартиры или иметь согласие владельца, оформленное по правилам.
  • Краткосрочная – человек приезжает в определенное место на время. Распространяется на гостиницу, отель, общежитие, санаторий, пансионат или иной подобный объект. Срок действия оговаривается в специальном свидетельстве формата А4 с красной печатью.

Важно! В России никто НЕ может проживать в каком-либо месте без уведомления соответствующих органов более 90 дней.  За нарушение установленного срока уполномоченные органы привлекают к административной ответственности и накладывают штраф от 2020 до 2020 рублей.

Оформление прописки в лофте

Граждане, которые приобрели данный вид собственности с целью проживать в нем постоянно, закономерно задаются вопросом, как прописаться и что для этого нужно? Отвечая на вопрос, мы обозначим главную особенность – постоянная прописка в лофтах категорически запрещена законом. Это связано с тем, что они признаются нежилой территорией и не соответствуют требованиям, предъявляемым к квартирам.

В соответствии с новым законом, который вступил в силу буквально в 2020 году, Вы можете рассчитывать только на временное разрешение. Она даст Вам те же права и привилегии, что и постоянная, но в рамках ограниченного времени. Максимально допустимый срок – 5 лет, он обговаривается с владельцем имущества и отмечается в свидетельстве, о чем ранее уже говорилось. В дальнейшем, срок можно будет продлить, но опять же не более, чем на 5 лет. Обязательным условием для начала процесса регистрации, является наличие в помещении санузла и жизненно необходимых коммуникаций. Нужно будет подтвердить это документально, в противном случае Вам откажут в приеме.

Алгоритм действий

Процедура является простой и не затратит у Вас много времени и сил. Вашему вниманию предлагается пошаговая инструкция, соблюдая которую можно оформить регистрацию и не получить отказ:

  • Как только Вы приобрели недвижимость, потребуется собрать все необходимые документы(указаны ниже) как на себя, так и на членов семьи, которые будут проживать с Вами.
  • Написать заявление по форме.
  • Обратиться в отделение МФЦ, либо подразделение ГУВМ МВД РФ как лично, так и через почту. В настоящее время возможна подача заявки через Госуслуги, в таком случае нужно прикрепить сканы документов, а при получении свидетельства подать оригиналы – сотрудник проведет сверку данных.
  • В установленный срок прийти в ГУВМ МВД РФ, получить свидетельство.

Как видите, инструкция простая и срок оформления достаточно быстрый. Через МФЦ общая продолжительность не превышает 6-8 суток – в течение трех дней заявку передадут в миграционный отдел, где в течение 3-5 дней примут решение. В регистрационной службе срок соответственно сокращается до 5 дней.

Что для этого нужно?

Для того, чтобы решение миграционной службы было положительным, важно собрать все документы, предусмотренные законом:

  • Паспорт гражданина. Лицу, постоянно проживающему в иностранном государстве разрешено предоставить загранпаспорт.
  • Для военнослужащих билет, свидетельствующий об этом.
  • Лист убытия – при необходимости могут запросить сотрудник.
  • Подтверждение права собственности. С 2020 года это выписка из ЕГРН, но не воспрещается предоставить и свидетельство о собственности на недвижимость.
  • В отсутствии собственника, нужно будет подать его оформленное согласие.
  • Для детей, не достигших возраста 14 лет предоставляется свидетельство о рождении, для тех, кто старше – паспорт.
  • Заявление.

Важно! Заявления различаются в зависимости от способа подачи заявки. Когда Вы обращаетесь лично, используется форма № 1, скачайте бланк, нажав по ссылке. Если обращение подается через почту, то заполняйте формуляр № 1ПР. Сохраните его так же по ссылке.

Возможна ли постоянная регистрация?

Конечно, наличие долгосрочной прописки более удобный вариант, нежели временной, но в отношении лофтов это не представляется возможным. Есть один непростой способ – изменение статуса собственности с нежилой на жилую через суд. Последовательность действий такова:

  • Собственник принимает решение об изменении положения объекта. Жилое помещение должно отвечать требованиям законодательства.
  • Составить исковое заявление, оплатить государственную пошлину, приложить схемы/фотографии/акты – все, что подтверждает пригодность имущества к долговременному проживанию. Доказательством является план с архитектурой и планировкой, желательно предоставить и план здания, в котором расположен объект.
  • В назначенное время явиться на судебное разбирательство и в устной форме, опираясь на приложенные доказательства подтвердить состояние и комфортность жилья.
  • Когда суд признает имущество жильем, решение пересылается в органы местного самоуправления, а в ЕГРН меняется статус объекта. После этого можно начинать процедуру долгосрочной регистрации. Иных законных способов не существует!

Вопрос:

Какие требования предъявляются к апартаментам, чтобы сделать их жильем?

Ответ:

Статья 15 Жилищного Кодекса РФ предусматривает требования, предъявляемые к жилищу: наличие собственного входа и выхода; пригодность к проживанию в нем людей (ванная, туалет, проведенная электроэнергия, водоснабжение, кухня); принадлежность к недвижимости. Ключевым требованием выступает предназначение. Использовать собственность в промышленных, коммерческих или иных целях не допускается. Не забудьте о противопожарных нормах, устройствах вентиляции, поддержании температуры в зимний период.

Подводя итог

Апартаменты, это сравнительно новая категория имущества, которая не входит в структуру жилого фонда, однако оборудована всем необходимым для проживания человека. С юридической точки зрения такой объект признается нежилым и долгосрочную прописку оформить в нем запрещено, но можно сделать краткосрочную и продлевать ее при необходимости. Для этого, обратитесь в отделение МФЦ, либо миграционную службу. Так же можно подать заявку через Госуслуги. В 2020 году был принят новый закон, который закрепил за гражданами право перевести апартаменты в жилой фонд, следовательно – сделать их жилым помещением с долгосрочной пропиской.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: