Процедура расчета коммунальных платежей для потребителей

Новый закон о ЖКХ в 2020 году

Каждый год приносит нам какие-то изменения и преобразования, главное задачей которых является изменить жизнь в лучшую сторону. И именно новый закон о ЖКХ в 2020 году направлен на осуществление этих целей и задач. В чём заключается главная сущность, важность и значимость этого нового закона, мы сейчас и узнаем.

Свежие новости.

На сегодняшний день уже официально известно о том, что принят закон, позволяющий потребителям заключать прямые договоры на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, минуя управляющие компании. Теперь собственники жилья смогут заключать прямые договоры об услугах ЖКХ без участия управляющей компании.

Принятый в окончательном, третьем, чтении закон предусматривает, что собственники многоквартирных домов на общем собрании могут принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) на поставку холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, вывоз мусора.
«Речь идет именно о прямом договоре. Из этой цепочки выводится управляющая организация, и напрямую идет контакт с конечным потребителем. У нас газоснабжение, электроснабжение уже давно по всей стране работают по этой схеме, и, при прочих равных условиях, у них более высокая собираемость», — заявила в ходе выступления в Госдуме автор законопроекта, глава комитета по ЖКХ Галина Хованская.
Предполагается также, что РСО теперь могут в одностороннем порядке расторгать договоры с УК в случае задолженности по оплате в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате услуг.

В результате работы согласительной комиссии депутаты и сенаторы согласились запретить рекламу на платежках ЖКХ, за исключением социальной рекламы и справочно-информационных материалов. Таким образом запрет будет распространяться только на коммерческую рекламу.

Прямые расчёты коммунальных услуг.


Познакомившись со всеми особенности вводимого закона у многих возникает вполне логический и закономерный вопрос, связанный с тем, как и по какому принципу будет осуществляться система расчёта и не возникнет ли в дальнейшем путаницы. Что относительно этого момента говорят эксперты и аналитики?

Плата за коммунальные услуги, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ОДН), вносится в управляющую организацию или ТСЖ в связи с тем, что плата за данные виды услуг внесена в состав платы за содержание жилого помещения, т.е. плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды не может вносится непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.

Основным плюсом осуществления прямых расчетов за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями является то, что уплачиваемые денежные средства граждан напрямую идут к поставщику энергоресурсов, минуя управляющую компанию.

Вторым немаловажным плюсом является снижение вероятности банкротства управляющих компаний из-за долгов перед поставщиками ресурсов.

Какие эксперты приводят цифры и данные? Согласно проведённым 48 проверка, на предмет соблюдения порядка осуществления расчетов управляющими компаниями и ТСЖ с поставщиками ресурсов, нарушения выявлены в 10 случаях, что составляет 20% от общего количества проверок. Указанный немаленький процент выявленных нарушений говорит об имеющихся случаях, когда деньги, уплаченные населением в управляющие организации и ТСЖ в счет оплаты коммунальных услуг, не перечисляются на счет поставщика энергоресурсов.

Как перейти на прямые расчеты? Решение о переходе на подобный метод расчета должно быть принято большинством голосов собственников в многоквартирном доме (более 50%) путем проведения общего собрания. Общее собрание проводится в порядке уст. 45-48 Жилищного кодекса РФ и может быть проведено в форме очного, очно-заочного или заочного голосования. Инициатором общего собрания может выступить любой из собственников помещений в многоквартирном доме, а также управляющая организация, осуществляющая управление таким домом. Инициатор должен уведомить всех о проведении собрания не позднее чем за 10 дней до даты начала его проведения. Решения, принятые на общем собрании, оформляются протоколом общего собрания, которые в последствии передается в адрес управляющей организации или ТСЖ, а также в адрес ресурсоснабжающей организации для реализации принятых решений.

Это, пожалуй, основные моменты, на которые обязательно стоит и следует обратить внимание, чтобы максимально точно разобраться в нововведениях, вступающих в законную и официальную силу с первых дней нового года.

С 01.01.2020 плату за отопление в МКД нужно рассчитывать по новым формулам

     Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 N 2020 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» (далее — Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708) изменен порядок расчета платы за коммунальную услугу отопления потребителям в многоквартирных домах (далее — МКД).
     
     С 01.01.2020 при расчете платы за отопление в МКД, оборудованных общедомовым (коллективным) прибором учета (далее — ОДПУ) тепловой энергии, при наличии индивидуального прибора учета (далее — ИПУ) тепловой энергии хотя бы в одном жилом или нежилом помещении, плата за коммунальную услугу отопления потребителю в таком помещении должна рассчитываться исполнителем коммунальной услуги с учетом показаний ИПУ. Показания ИПУ тепловой энергии теперь должны учитываться при расчете платы за отопление независимо от того, оборудованы ли ИПУ тепловой энергии все помещения в МКД или только часть помещений.
     
     Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 N 2020 утверждены новые формулы для расчета платы за отопление для МКД, которые:
     
     а) не оборудованы ОДПУ тепловой энергии;
     
     б) оборудованы ОДПУ тепловой энергии и:
     
     — ни одно помещение в которых не оборудовано ИПУ тепловой энергии;
     
     — хотя бы в одном помещении которых установлен ИПУ тепловой энергии;
     
     — все помещения в которых оборудованы ИПУ тепловой энергии;
     
     — более 50% жилых и нежилых помещений в которых оборудованы распределителями.
     
     Напоминаем, что порядок расчета платы за отопление, действующий до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708, не предусматривал возможности учета показаний ИПУ тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в оснащенных ОДПУ тепловой энергии МКД, в которых не все жилые и нежилые помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии (распределителями).
     
     Данное положение было признано нарушающим права граждан (Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42_1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н.Деминца»).
     

     Важным нововведением является также то, что в новых формулах для расчета платы за отопление отдельно учитывается общая площадь помещений МКД, относящихся к общему имуществу.
     
     Это позволит рассчитывать плату за отопление для жилых и нежилых помещений в МКД:
     
     — в которых отопительные приборы отсутствуют согласно технической документации на МКД;
     
     — отапливаемых с помощью индивидуальных (поквартирных) систем отопления в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения
.
     
     При расчете платы за отопление для таких потребителей фактически будет учитываться только коммунальный ресурс, затраченный на отопление помещений в МКД, отнесенных к общему имуществу.

     До 01.01.2020 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), не позволяли в таких случаях отдельно рассчитать плату за отопление мест общего пользования.
     
     На практике таким потребителям часто приходилось оплачивать услугу, которая фактически им не оказана
. В других случаях судебные органы освобождали потребителей от обязанности оплачивать услуги отопления, необоснованно возлагая дополнительные расходы на организации, управляющие МКД.
     
     На необходимость внесения изменений в действующий порядок расчета паты за отопление в данной части Правительству РФ указал Конституционный Суд РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И.Леоновой и Н.Я.Тимофеева»).
     
     Таким образом, принятие Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 2020 направлено на:
     
     — приведение порядка расчета платы за отопление в МКД в соответствие с требованиями действующего законодательства;
     
     — устранение имеющихся пробелов в правовом регулировании.
     
     Организациям, управляющим МКД и являющимся исполнителями коммунальной услуги отопления, необходимо будет рассчитывать плату за отопление за январь 2020 по новым формулам
.
     
     При способе оплаты коммунальной услуги отопления в течение отопительного периода объем тепловой энергии по показаниям ИПУ необходимо будет использовать при расчете платы за отопление за тот расчетный период, в котором потребитель передал показания ИПУ. При оплате коммунальной услуги отопления равномерно в течение года показания ИПУ должны будут использоваться при проведении корректировки за 2020 год.
     
     Обращаем внимание, что за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере (ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ):
     
     — для должностных лиц: от 50000 до 100000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет;
     
     — для юридических лиц: от 250000 до 300000 рублей
.
     
     Кроме того, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы лицо, управляющее МКД, обязано уплатить потребителю штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить (ч.6 ст.157 Жилищного кодекса РФ, п.155.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
     
     Напоминаем о том, что информацию об изменении размера платы за коммунальные услуги организация, управляющая МКД, должна довести до потребителей путем размещения в срок до 10.01.2020 на (пп.пп.»б», «в», п.31, п.32 Правил осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416):
     
     — досках объявлений, размещенных в подъездах МКД или на земельном участке, отнесенном к общему имуществу МКД;
     
     — информационных стендах в офисе (представительстве) управляющей организации.
    
     Дата вступления в силу: 01.01.2020.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: